Грэм Уотсон, менеджер гоночной бригады Toro Rosso, рассказал о том, как он и его подчинённые готовятся к каждому Гран При, и насколько это непростая работа, в которой важна каждая мелочь.
Грэм Уотсон: «Подготовка к старту в основном начинается вечером в субботу сразу после квалификации. У нас есть специальные тележки, на которых из гаража на стартовое поле мы привозим всё оборудование, и механики приступают к его погрузке уже в субботу.
Мы должны проверить, что всё нормально функционирует: генераторы должны быть заправлены, быть в рабочем состоянии, а всё необходимое оборудование – приготовлено. Чтобы доставить это на стартовое поле, приходится приложить немало усилий, просто потому, что тележки довольно тяжёлые. Оснастить их моторами не позволяет регламент – мы должны их толкать или тянуть вручную. При этом из гаражей перед началом гонки нужно доставить на стартовую решётку очень много всего.
В те времена, когда я только начинал работать в Формуле 1, действовал другой регламент, и по утрам в воскресенье проходила 30-минутная прогревочная сессия (от этой практики отказались в 2003 году, когда были введены правила закрытого парка), после чего мы вносили изменения в настройки, меняли какие-то детали.
Но сейчас намного больше зависит от гонщика, который до того, как выехать на стартовое поле, должен почувствовать, как ведёт себя машина. Для этого нужно поставить на машину более-менее нормальный комплект резины. Гонщики выезжают из боксов, проезжают круг в достаточно быстром темпе, возвращаются в гараж и делятся с нами информацией о машине. И мы решаем, можем ли мы что-то ещё подкорректировать перед гонкой за счёт тонких настроек.
Когда все механики уже на стартовом поле, я чаще всего нахожусь на пит-уолл, иногда рядом со мной сидит инженер, отвечающий за стратегию. В это время мне предоставлен приоритетный радиоканал: если я что-то говорю, он перекрывает все остальные каналы связи, которыми пользуется команда. В основном я слежу за тем, чтобы чётко соблюдались все требования спортивного регламента, даю инструкции механикам, чтобы к старту гонки всё было готово, и колёса уже стояли на машине! (смеётся)
Примерно за полчаса до старта наши машины подъезжают к стартовому полю, останавливаются, и механики Toro Rosso ещё раз их проверяют, поднимают на специальные тележки, сделанные из карбона, и катят их на позиции. Каждый из механиков, работающих на стартовом поле, выполняет примерно те же операции, что и во время работы в боксах, отвечая за свою часть машины – снимают и ставят колёса, надевают на них термочехлы, производят необходимые проверки – в общем, у каждого своя роль.
За подготовку одной машины отвечает главный механик, за вторую – старший гоночный инженер, а я направляю их работу. Например, старший инженер должен проверить положение переключателей на руле, чтобы были активированы все режимы, соответствующие процедуре старта.
В последний момент уточняется тактика предстоящей гонки, проверяется правильность углов атаки крыльев, а инженеры Honda занимаются предстартовой подготовкой двигателя. Но когда звучит национальный гимн, в эти две-три минуты работы с двигателем должны быть прекращены.
Гонщики занимают место в кокпите за 10-12 минут до старта, а мы начинаем выдавать им необходимую информацию о машине. Механики ещё раз проверяют, правильно ли прикручены колёса, для чего используют динамометрические ключи, после чего применяются уже гайковёрты.
За 30 секунд до начала гонки я даю механикам команду снять термочехлы и покинуть стартовое поле. Гонщики в это время ещё раз быстро проверяют момент срабатывания сцепления и уже ждут зелёного сигнала светофора, чтобы провести проверочный старт.
Также надо удостовериться, что ограничитель скорости на пит-лейн работает, обычно разрешённый лимит составляет 80 км/ч. После этого наши парни быстро возвращаются в гараж. Большинство из них работают на пит-стопах, поэтому они должны быть готовы на случай, если какие-то инциденты произойдут уже на первом круге, ведь может быть сломано переднее крыло или проколото колесо.
После этого начинается отсчёт времени перед стартом гонки. Вряд ли кто-то способен представить уровень стресса в этот момент, насколько велико общее напряжение. Чтобы старт прошёл успешно, перед началом Гран При необходимо проделать огромную работу».