Чемпион 2016 года Нико Росберг проанализировал командную тактику Ferrari в недавнем Гран При России.
Нико Росберг: «В Сочи Леклер стартовал с поула, Хэмилтон был вторым, Феттель – третьим, а Боттас – четвертым. На старте Леклер решил немного сместиться в сторону, но затем понял, что должен ехать прямо, чтобы помочь Феттелю. Итак, Леклер продолжил ехать прямо, Феттель получил слипстрим. Льюис в любом случае стартовал хуже: оба гонщика Mercedes выбрали шины Medium на первый отрезок, а Ferrari – Soft. Кроме того, обе машины Mercedes были на пыльной стороне трассы, поэтому медленно тронулись с места.
Феттель и Леклер стартовали одинаково хорошо, но затем Себастьян сразу же воспользовался слипстримом. Это идеальные условия для него: он буквально пролетел мимо напарника, а Шарль даже не сопротивлялся. Феттель вышел в лидеры – и обе Ferrari уехали вперед.
Что в Ferrari попытались сделать? Перед гонкой Леклеру сказали: «Если сместиться с траектории, чтобы заблокировать Льюиса, то Хэмилтон получит слипстрим и, скорее всего, воспользуется этим, чтобы выйти в лидеры. Следовательно, так делать не надо. Лучше остаться на стороне Феттеля и дать напарнику возможность использовать слипстрим. А затем посмотрим, как будут развиваться события». По-моему, проблема в том, что команда не уточнила, что произойдёт потом, и именно поэтому в эфир попал эмоциональный радиообмен. По-моему, если использовать командную тактику, очень важно сразу всё прояснить, но я позже вернусь к этой теме.
Итак, что произошло? Леклер всё делает идеально, Феттель получает слипстрим, обгоняет напарника и уезжает вперед. Затем в Ferrari поняли, что лучше вернуть лидерство Леклеру, ведь он со всем согласился и должен был остаться впереди. В результате команда попросила Феттеля пропустить напарника. А Себастьян поступил во многом так же, как поступил бы Льюис. Он очень умный парень и знает, что делать в подобных ситуациях. Сначала Феттель сказал: «Но я в любом случае его опередил бы!» Это удивительное заявление, ведь оно даже не противоречит действительности. И если бы у них не было очевидных договорённостей до старта, то сделать такое заявление – это мощно. Именно поэтому в Ferrari начали сомневаться.
Более того, Феттель был невероятно быстр в гонке – в этом одна из его сильных сторон. В гонках он выступает на одном уровне с Леклером, иногда его темп выше, иногда ниже. Но в гонке в Сочи он снова показал отличный гоночный темп. Второе его заявление: «Ладно, но скажите ему, чтобы он меня сначала догнал».
В этот момент я едва не упал со стула – я помню, как Льюис сказал то же самое, когда должен был меня пропустить. На просьбу команды он ответил: «Скажите ему, чтобы он меня догнал!» А мне так и не удалось приблизиться к нему. Это отличное оправдание тому, почему он не стал меня пропускать. То же самое произошло с Леклером – он не смог приблизиться к напарнику, хотя старался изо всех сил. В турбулентном потоке воздуха это невозможно. В итоге он испортил свои шины, и его темп в любом случае начал падать. Феттель сделал два идеальных заявления, чтобы заставить Ferrari усомниться и не заставить его силой немедленно поменяться позициями с напарником. Он отлично сработал в тот момент.
Однако в Ferrari всё равно решили, что необходимо поменять гонщиков позициями, и сделали это за счёт стратегии. Пока Феттель оставался на трассе, команда поменяла шины Леклеру и дала ему отличный шанс отыграть позицию за счет более раннего пит-стопа. Конечно, она как-то это объяснила, но на самом деле это был всего лишь очень умный и мягкий способ поменять их позициями. Я уверен, что после финиша Феттель был бы в ярости, но для него гонка закончилась сходом из-за поломки MGU-K. Проблема с надёжностью – это катастрофа для Ferrari.
В тот момент казалось, что Леклера ждёт победа, но ему не повезло: после схода Феттеля был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности, а в таких условиях можно потерять гораздо меньше времени на пит-стопе, потому что все на трассе едут медленно. В итоге оба гонщика Mercedes оказались впереди и легко завоевали победный дубль.
Мне кажется, в Ferrari не лучшим образом выполнили свою работу, попытавшись реализовать командную тактику. Прежде всего, нет ничего сложнее, чем сделать это на старте. А если пойти на это, то надо всё предельно ясно обговорить – если оставить какую-то свободу интерпретации, то всё закончится плачевно. Мне кажется, в этот раз в Ferrari поступили именно так – они оставили «серые зоны», а Феттель этим воспользовался и был прав. Затем в Ferrari не могли заставить его подчиниться, и хотя в итоге у них всё получилось за счёт стратегии, мне кажется, теперь в команде такой хаос!
Когда наблюдаешь за происходящим, сидя на диване, нет ничего интереснее, чем политические игры внутри команды! Лучше и быть не может, но для Ferrari это какой-то кошмар, потому что создаётся эффект снежного кома: первый гонщик теряет доверие к напарнику и надеется ему отомстить. Когда он это делает, второй перестаёт доверять напарнику. Это эффект снежного кома, и всё становится только хуже и заканчивается столкновением, и ситуация выходит из-под контроля. Всё это очень сложно, и многое зависит от способности руководства команды решить проблему.
В своё время Тото Вольфф отлично с этим справился. Он всегда нейтрально относился к нам с Льюисом, а это очень важно. Если что-то происходило, то виноватыми были мы оба. Даже если бы это была ошибка одного из нас, команда наказывала обоих. По-моему, это отличный выход из ситуации, потому что это заставляло нас с Льюисом общаться между собой и работать вместе. Руководству Ferrari очень важно с этим разобраться.
И ещё один важный момент – позиция гонщика. Например, в Сочи Леклер вёл честную игру, а в Сингапуре пожаловался по радио и расплатился за это. Его много критиковали. Теперь он старался сдерживаться и опираться на факты: «Я слушал всё, что говорили, и не жалуюсь». Но это сложный момент: если позволить команде переступить через себя, то она всегда будет выбирать лёгкий путь. Если гонщик агрессивно на это реагирует, то команда, естественно, будет отыгрываться на более слабом и мягкотелом напарнике – в большинстве случаев именно он будет получать худший вариант.
Любой гонщик должен заявить о себе, и время от времени даже публично говорить о своей позиции, ведь такие заявления оказывают огромный прессинг на команду. При этом важно не перестараться, потому что иначе можно потерять уважение команды. Кроме того, нельзя быть слишком мягким, потому что команда легко переступит через тебя. Всё это очень сложно, и грань между тем, как всё сделать правильно и не ошибиться, очень тонкая. Мне кажется, у Феттеля это получается естественно – и в Сочи он это показал. А Леклеру это немного сложнее, он только учится. Любопытно, как будет развиваться это противостояние.
Кто прав, а кто – нет? Мне кажется, Леклер был больше прав, чем Феттель, и именно поэтому в Ferrari решили поменять их позициями. На будущее – команда должна всё прояснять. Мой совет – лучше не пытаться реализовать какую-либо тактическую схему, ведь это всегда закончится плачевно. Это невозможно, ведь нельзя понять, где граница возможного. Нельзя запретить Феттелю обгонять Леклера. А что если бы Шарль плохо стартовал? Феттелю надо было оставаться позади и ждать, пока его опередят другие? Нет, в какой-то момент он должен был его обогнать. Но где эта граница? Как должен был стартовать Леклер, чтобы Феттель не смог его опередить? Невозможно всё спланировать заранее. Всегда остаются «серые зоны», и именно с этого начинаются все проблемы. Гонщики – умные люди, и всегда воспользуются этим. Это серьезная проблема, и любопытно, как в Ferrari её решат.
Для Формулы 1 здорово, что в нескольких предыдущих гонках лучшая машина была у Ferrari. Это невероятно. Они отлично поработали с двигателем – их машины буквально летят по трассам. У них есть особый режим работы двигателя, и никто не понимает, как им это удалось. Mercedes официально сдалась, заявив, что не сможет добиться такой мощности, дорабатывая двигатель. В Mercedes думают, что могут сократить отставание за счёт доработки машины, но Ferrari даже в этом плане впереди. Судя по всему у них действительно лучшая машина, что само по себе невероятно, ведь несколько месяцев назад она серьёзно уступала Mercedes. Хотя судьба титулов уже фактически решена – Mercedes и Льюис Хэмилтон вновь станут чемпионами, но нас ждут отличные гонки до конца сезона».