Клиентские команды, как Haas F1, полностью зависимы. Если у поставщиков из Ferrari сезон выдался неудачным, то и у их клиентов нет шансов. В Haas F1 сами почти ничего не производят, они обладают обязательными по регламенту авторскими правами на машину, но без поставщиков никаких изменений в конструкции произвести не могут. Вспомним, сколько лет в Haas F1 пытались решить банальные проблемы с тормозами.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Роман Грожан | 15 | 19 | 2 | 13 | 9 |
Кевин Магнуссен | 17 | 20 | 1 | 13 | 10 |
Пьетро Фиттипальди | 2 | 23 | 0 | 17 | 17 |
Haas F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2020 | 17 | 9 | 3 | 13 | 9 |
2019 | 21 | 9 | 28 | 5 | 6 |
2018 | 21 | 5 | 93 | 5 | 4 |
2017 | 20 | 8 | 47 | 6 | 6 |
2016 | 21 | 8 | 29 | 7 | 5 |
Команда вновь заняла девятое место в Кубке конструкторов, заработав лишь три очка против 28 очков в 2019-м. Просто в Williams очков вовсе не заработали.
Несмотря на старания гонщиков и персонала, результат был предопределён. В конце года в Haas F1 обречённо говорили, что результат соответствует ожиданиям, а машина – она такая как есть.
В команде признали, что после начала пандемии и отмены первых Гран При были близки к закрытию. После трёх успешных сезонов и пятого места в Кубке конструкторов в 2018-м владелец команды Джин Хаас потерял интерес к команде, ставшей записным аутсайдером. Счета нужно было оплачивать, а с отменой каждого Гран При в 2020-м снижались и потенциальные доходы. Проект терял экономический смысл. Гонщики – Роман Грожан и Кевин Магнуссен – даже обратились к руководству с необычным предложением снизить им зарплату, чтобы помочь команде в непростой финансовой ситуации.
Весной все сидели по домам, а Гюнтер Штайнер искал решение, способное с одной стороны убедить владельца команды Джина Хасса продолжить выступления с совершенно неясными перспективами, с другой – как-то сохранить команду, сотрудников которой приходилось сокращать.
В случае полной отмены сезона многие команды и связанные с Формулой 1 компании и СМИ были бы вынуждены прекратить существование, но в Liberty Media смогли и сезон провести, и всех действующих лиц сохранить.
Решение было найдено, команда провела сезон – и переключилась на другую, более привычную в автоспорте схему финансирования – за счёт пилотов, способных оплатить свои выступления – и работу инженеров в отдельном цеху на базе Ferrari, где будут разрабатываться и производиться машины команды. С большими доступными средствами интеграция с Ferrari станет более плотной.
Первое очко в этом году в Haas F1 заработали в Венгрии, где Кевин Магнуссен финишировал девятым, но команду оштрафовали. В конце формировочного круга перед стартом на подсыхающей трассе Грожан и Магнуссен по команде инженера свернули в боксы, где перешли с промежуточной резины на слики раньше остальных. Помощь команды в такой момент запрещена, после финиша обоим гонщикам добавили по десять секунд – и в протоколе Кевин оказался десятым.
Трассу в Барселоне заслуженно считают мерилом эффективности машины – и результаты квалификации дали точную оценку потери скорости. Если в 2019-м с более мощными моторами Ferrari лучшим результатом Haas F1 стало седьмое (представьте!) место Романа Грожана с 1:16.911, то в 2020-м оба гонщика выбыли из борьбы в первой части квалификации, лучший круг Магнуссена был на секунду хуже – 1:17.908, а Роман проехал ещё медленнее.
Потом была ещё одна результативная гонка – в Гран При Айфеля произошло много сходов и Грожан финишировал девятым. Обошлось без штрафов, команде начислили два очка, но на этом с очками всё.
Для Грожана сезон завершился досрочно. Авария в первой гонке в Бахрейне привела к возгоранию машины и ожогам рук, которые пришлось лечить. Роман приехал на следующий Гран При, не смог сесть за руль – и команда проводила его аплодисментами.
179 Гран При, 10 подиумов и 50 сходов. Грожан обмолвился, что не хотел завершать карьеру в Формуле 1 аварией, попросил предоставить машину для тестов – и в Mercedes согласились. Осталось залечить травмы рук, чтобы весной сесть за руль и проехать последние километры в Формуле 1.
В двух последних гонках сезона Грожана заменил Пьетро Фиттипальди, карьеру которого много лет поддерживали в Haas F1, но теперь денег на это нет, будущее у Пьетро в Формуле 1 кажется сомнительным, но всё же он выступал в Формуле 1 и даже финишировал в гонках.
В Haas F1 признают, что в 2021-м лучше не будет – они используют ту же машину с не слишком эффективной аэродинамикой и не слишком мощным мотором Ferrari. Но и непосредственные соперники вряд ли сделают большой шаг вперёд, так что борьба гонщиков Williams, Haas и Alfa Romeo за места в конце второй десятки продолжится.
Было бы здорово понаблюдать за двумя самыми яркими дебютами следующего сезона – Мика Шумахера и Никиты Мазепина – в составе более сильной команды, зато в Haas F1 прессинг будет не так велик. Смена состава давно назрела, а молодые гонщики добавят интереса – в хвосте пелетона и с Кими можно побороться, и с Расселлом, да и опыта набраться. Ну а для 2022-го новую машину на средства спонсоров, которых привели гонщики, построит Симоне Реста, что должно усилить позиции команды.