Гран При Абу-Даби никогда не считался самой интересной гонкой в календаре. В прошлом году это стало более очевидно: из-за пандемии развлекательную программу отменили, и всё внимание было приковано к гонке, которая оказалась довольно скучной из-за отсутствия борьбы на трассе. Организаторы пообещали решить эту проблему с помощью масштабной реконструкции трассы, в которой участвовали компании Driven International и MRK1 Consulting.
«В последние годы было много замечаний по поводу неинтересных гонок, и на эту критику обратили внимание владельцы трассы и Формула 1, – рассказал руководитель MRK1 Consulting Марк Хьюз изданию Racefans. – Руководство Яс-Марины и команда Росса Брауна обсуждали, что можно сделать и как изменить трассу, учитывая грядущие перемены в правилах и появление машин нового поколения. Они надеялись получить более интересную гонку в этом году, но не хотели тратить много денег на изменения на трассе, которые в будущем могут не пригодиться из-за перемен в техническом регламенте».
При модернизации трассы учитывались предложения Германа Тильке, спроектировавшего трассу, а также идеи болельщиков.
«Мы с Марком потратили много времени на изучение предложений болельщиков в Интернете – это было частью процесса проектирования, – объяснил управляющий директор Driven International Бен Уиллшир. – Было любопытно сравнивать мысли профессионалов с предложениями болельщиков и тех, кто занимался проектированием на любительском уровне.
Обычно то, что мы видим на этапе разработки концепции и у болельщиков, во многом напоминает 2D-изображения – это план трассы с пометками и комментарием: «Я хотел бы сделать так, вот некоторые идеи». Вопрос в том, как эти идеи затем реализовать? Когда приезжаешь на место, оказывается, что трасса, которая казалась плоской, такой не является, а даже небольшой перепад высот серьёзно влияет на то, что можно реально сделать, реализуя конфигурацию трассы на практике.
Кроме того, необходимо учитывать стандарты безопасности FIA, расположение барьеров, готовую дренажную систему и имеющиеся поребрики. Реконструировать трассу во многом сложнее, чем спроектировать её с нуля. Я сравнил бы этот процесс с ремонтом отеля или дома, когда надо работать в условиях некоторых ограничений, когда что-то можно менять, а что-то – нет».
Перемены коснулись нескольких поворотов: некоторые из них заменили, другие вписали в существующую конфигурацию. Так произошло с пятым поворотом – организаторы попросили сохранить существующую шикану для школы вождения и других гонок, поэтому архитекторам пришлось спроектировать новый поворот в ограниченном пространстве.
«Естественно, что в итоге получился поворот с поздним апексом, ведь у нас было единственное место, куда можно поставить поребрик, – продолжил Уиллшир. – На самом деле, это даже сработало нам на руку: мы расширили внутреннюю часть поворота – получилась шпилька шириной до 20 метров, к которой гонщики подъезжают на скорости свыше 300 км/ч.
Теперь они смогут тормозить напротив трибуны, а раньше сбрасывали скорость перед шиканой, и болельщики не видели этот момент, а мне как зрителю торможение кажется одним из самых впечатляющих зрелищ в Формуле 1. Теперь на том участке трасса расширяется на выходе из поворота, а затем снова сужается. Это также позволит проезжать поворот на более высокой скорости, чтобы затем гонщики могли плотнее друг друга преследовать.
Кроме того, мы хотели, чтобы зрители сидели максимально близко к трассе, сохраняя при этом прежний обзор. Теперь болельщики на этой трибуне смогут наслаждаться зрелищем на входе и на выходе из пятого поворота – машины будут тормозить и разгоняться, проезжая при этом очень близко к трибунам.
Самое важное – мы сделали поребрики на выходе из поворота вдвое шире, и нигде не используем искусственную траву. Мы считаем, что благодаря более широким поребрикам, гонщики не будут выезжать за границы трассы».
Связку 11-14 поворотов заменил один – девятый поворот. Изначально там предполагался высокий бэнкинг, но от этой идеи решили отказаться, поскольку в таком случае в конце зоны безопасности пришлось бы построить шестиметровую стену, загораживающую трассу от бухты. Поворот всё равно сделали профилированным, но угол наклона значительно уменьшился. Машины смогут развивать там скорость 250 км/ч, а на выходе использовать разные траектории.
«Мы надеемся, что на входе в поворот машины будут ехать бок о бок, – добавил Уиллшир. – Это даст им шанс совершить очень смелый обгон – как если бы они обгоняли в Parabolica или в любом другом скоростном повороте. Либо они смогут удержаться за соперником и выбрать альтернативную траекторию, чтобы на участке около отеля они могли сохранить минимальный отрыв. Идея состояла в том, чтобы сделать скоростной поворот, бросающий вызов гонщикам. Там они получили бы награду за храбрость и умение находить разные траектории. Но, в конечном счете, он был спроектирован так, чтобы гонщики продолжили борьбу на оставшейся части круга.
Мы думали сделать вход в поворот более узким, а выход из него широким – почти как 11-й поворот в Бахрейне. Он нам нравится, ведь там возможны разные траектории. Но тогда там появилась бы более широкая зона торможения и отрывы бы увеличились, а мы старались этого избегать.
Кроме того, мы не могли изменить выход из поворота: в том месте проложен кабель для бухты, а также есть генераторы освещения и вся осветительная инфраструктура. Всё это ограничивало наши возможности».
Изменилась также конфигурация конца круга – повороты стали более широкими. Некоторым гонщикам не нравится обратный профиль в 13-м и 14-м поворотах, но архитекторы не стали их менять, поскольку это увеличило бы масштаб работ и потребовало бы дополнительных средств.
В итоге длина круга в Яс-Марине уменьшилась, а вместо 21 поворота сделали 16. Дистанция гонки увеличилась с 55 кругов до 58. Средняя скорость выросла, но как это повлияет на обгоны, станет понятно только на Гран При, до которого остаётся чуть больше двух недель.