Тем, кто следит за событиями в мире Формулы 1 хотя бы последние лет тридцать, наверняка казалось, что Фрэнк Уильямс был всегда и всегда возглавлял свою команду.
Всё логично, ведь сэр Фрэнк занимал пост руководителя команды чемпионата дольше кого бы то ни было: ещё в 2019-м его стаж достиг полувекового рубежа. Впервые машина Формулы 1 его частной команды вышла на старт 16 марта 1969 года, это была Race of Champions в Брэндс-Хэтч, и тогда Brabham BT26 пилотировал Пирс Каридж. Хотя это была ещё не та Williams, которую мы знаем, а Frank Williams Racing Cars, но это детали.
В любом случае считается, что в период, начавшийся весной 1969 года, Фрэнк Уильямс руководил двумя командами: компания Williams Grand Prix Engineering была учреждена позже, в 1977-м.
Достаточно самой краткой статистической справки, чтобы оценить масштаб достижений этого человека: его гонщики семь раз становились чемпионами мира, а команда выиграла девять Кубков конструкторов.
Счёт победам был открыт в 1979-м: Клей Регаццони выиграл Гран При Великобритании за рулём машины FW07. По итогам сезона Williams заняла второе место в Кубке конструкторов, а в 1980-м впервые его завоевала. В том же году чемпионом мира стал Алан Джонс – это был первый титул в истории команды. Второй через два года добыл для неё Кеке Росберг. Третьего пришлось ждать пять лет, но в 1987-м его завоевал Нельсон Пике. Ещё через пять лет чемпионом стал Найджел Мэнселл, затем Ален Прост, в 1996-м – Деймон Хилл, в 1997-м – Жак Вильнёв.
Победы были и потом, но их становилось всё меньше – самая славная страница в истории команды Фрэнка Уильямса была, увы, перевёрнута. Наверное, многое могло бы сложиться по-другому, ведь в 1994 году за руль машины Williams сел Айртон Сенна, трёхкратный чемпион мира, но судьбе было угодно распорядиться по-своему: 1 мая в Имоле великий бразилец погиб, пилотируя FW16… Несмотря на это в том сезоне Williams вновь выиграла Кубок конструкторов.
Но времена менялись, а детище Фрэнка Уильямса, похоже, замедлилось в своём развитии. Предпоследнюю победу команде принёс Хуан-Пабло Монтойя, выиграв в конце октября 2004 года Гран При Бразилии, а перед началом следующего сезона Марри Уокер, другой легендарный британский ветеран Формулы 1, дал такой прогноз: «Williams похожа на BBC – с отличными кадрами и отличным бюджетом, но несколько старомодная, и её уже догнали команды поменьше».
Результаты становились всё хуже, что не могло не сказаться на бюджете, да и здоровье сэра Фрэнка начало подводить, ведь ещё в марте 1986-го он попал в автокатастрофу, после чего до конца своих дней был прикован к инвалидному креслу, однако ещё долго продолжал руководить командой, демонстрируя фантастическую волю, за что заслужил прозвище «Железный Фрэнк».
И только в 2013-м он фактически передал полномочия своей дочери, Клэр Уильямс, которая взяла на себя руководство командой, хотя и в должности заместителя её главы. Но формально он сохранил свой пост.
То, что происходило в последние годы, все помнят. История Williams как семейного предприятия завершилась в августе 2020-го: акции компании были приобретены американским холдингом Dorilton Capital.
Гран При Италии того года стал последней гонкой, которую Клэр посетила в качестве заместителя руководителя команды, после чего в интервью официальному сайту чемпионата сказала: «Команда всегда была для нас превыше всего. Так было в течение четырёх десятилетий, когда Williams выступала в Формуле 1. Команда всегда оставалась в наших сердцах, она была центром нашей семьи. Принять решение о её продаже было относительно легко в том смысле, что мы хотели обеспечить команде успешное будущее».
Наверное, главное в этой истории всё-таки то, что это будущее ей обеспечено: команда, которая носит имя сэра Фрэнка, по-прежнему выступает в Формуле 1, постепенно начав восхождение на прежние позиции. У её новых владельцев и руководителей весьма амбициозные и долгосрочные планы, а уж в какой мере их удастся реализовать – покажет будущее.
Пока же остаётся только привести слова Йоста Капито, нынешнего руководителя Williams, которые пресс-служба команды распространила вскоре после того, как мир автоспорта узнал сегодняшнюю печальную весть: «Команда Williams Racing глубоко опечалена кончиной нашего основателя, сэра Фрэнка Уильямса.
Он был легендой, одной из культовых фигур нашего спорта. Его уход станет финалом целой эпохи в истории нашей команды и всей Формулы 1. Он был уникальной личностью, настоящим первопроходцем. Вопреки всем испытаниям, выпавшим на его долю, он руководил командой, выигравшей 16 чемпионатов, сделав её одной из самых успешных в истории спорта.
Он всегда ценил принципиальность, командную работу, независимость и решимость – все эти качества остаются основой этики Williams, их мы унаследовали от него вместе с именем, под которым мы с гордостью выступаем в гонках.
В это тяжёлое время все наши мысли – с семьёй Уильямс».