Слухи о возможной рокировке между Aston Martin и Alpine появились ещё в конце сезона, и первая часть этих прогнозов уже сбылась: Отмар Сафнауэр и Марцин Будковски оставили свои посты в этих командах с интервалом всего в восемь дней.
Каким будет дальнейшее развитие событий, пока неясно, но нельзя исключать, что две команды в итоге обменяются руководителями. Если переговоры на высшем уровне между компаниями Aston Martin и Alpine завершатся заключением взаимных договорённостей, это позволит избежать «вакуума власти», т.е. Будковски и Сафнауэр могли бы начать принимать дела на новом месте работы уже сейчас, до начала сезона. В том числе не будет непродуктивных потерь времени, связанных с традиционными для подобного рода случаев «академическими отпусками».
Сафнауэр был руководителем Aston Martin F1, тогда как Будковски занимал в Alpine должность исполнительного директора команды, и британское издание The Race, рассуждая о сценариях, возможных в сложившейся ситуации, подчёркивает, что это не одно и то же.
Ожидалось, что после неожиданной отставки Сирила Абитебула, произошедшей в начале прошлого года, Будковски тоже должен был стать руководителем команды, однако должность исполнительного директора подразумевала более широкую сферу ответственности внутри структуры менеджмента Alpine.
В заводской команде французского концерна Renault, которая с прошлого года называется Alpine F1, уже проведена масштабная реструктуризация, её база в британском Энстоуне была модернизирована – в целом она уже должна быть готова бороться за более высокие позиции в иерархии чемпионата мира. При этом Лоран Росси, исполнительный директор Alpine, т.е. всего спортивного подразделения Renault, дал понять, что команда должна регулярно претендовать на победы и подиумы только в 2024 году.
Пока Alpine F1 остаётся командой среднего уровня, несмотря на прошлогоднюю победу Эстебана Окона в Венгрии. Их машина была примерно шестой по скорости в прошлом году, а пятое место в Кубке конструкторов объясняется тем, что Окона и Фернандо Алонсо можно считать более сбалансированным составом, чем у AlphaTauri, где напарником уже вполне опытного и быстрого Пьера Гасли был новичок Юки Цунода.
Задача Будковски состояла не только в том, чтобы руководить работой технического департамента Alpine F1, что для него более привычно, но добиваться более эффективного взаимодействия всех подразделений команды. Похоже, именно эта сторона деятельности была ему не вполне по душе, тем более, структура Alpine сложнее, чем у других команд – это следствие того, что она входит в огромный концерн Renault.
А вот Сафнауэру, вероятно, вполне по силам решать задачи такого рода. У него огромный опыт работы в Формуле 1, причём он умеет добиваться от команды более высоких результатов, чем от неё можно ожидать – все помнят это по Force India/Racing Point. Он чётко понимает, что нужно делать, чтобы создать внутри коллектива правильную систему отношений, чтобы команда стала чем-то большим, нежели сумма её отдельных подразделений.
Именно такой менеджер нужен сейчас Alpine, и Сафнауэр мог бы стать эффективным помощником Лорану Росси в выполнении задач, которые ставит руководство концерна Renault.
Aston Martin F1 пока отстаёт от Alpine, но не так уж сильно. Вовсю идут процессы укрупнения команды, началось строительство новой базы, где будет и более современная аэродинамическая труба, но чтобы выйти на новый уровень, сделать предстоит ещё очень много.
В прошлом году в ряды высшего менеджмента Aston Martin влился опытнейший Мартин Уитмарш, но вряд ли в круг его обязанностей входит оперативное руководство командой. Уитмарш напрямую подчиняется Лоуренсу Строллу, владельцу и главе совета директоров компании, и было бы логично, если бы появился руководитель именно гоночной команды с более узким и конкретным кругом задач.
В теории, Будковски с его опытом и знаниями технической стороны Формулы 1 должен справиться с этой ролью, хотя не вполне ясно, каким был круг его обязанностей в несколько необычной ситуации, когда в Renault ему приходилось делить сферы ответственности с Абитебулом, и насколько эффективно шла работа команды в прошлом году, когда в Alpine пришёл Давиде Бривио, заняв должность гоночного директора.
По мнению экспертов The Race, ещё не факт, что Будковски мог бы стать правильным и логичным выбором для Aston Martin – всё зависит от того, как менеджменту компании видится структура руководства гоночной командой.
Но если рокировка всё-таки произойдёт, это будет весьма любопытный сценарий. Кстати, ещё и потому, что в 2020 году именно эти две команды ссорились из-за спорных подходов к разработке машины: в Renault обвиняли Racing Point в копировании технических решений Mercedes, и это была целая история, за развитием которой все следили с большим интересом.
Но если всё-таки Сафнауэр и Будковски, поменявшись должностями, продолжат работать в Alpine и Aston Martin соответственно, былые разногласия наверняка сразу будут забыты.