Лоран Росси, исполнительный директор Alpine, спортивного подразделения концерна Renault, намекнул, что одним из последствий неприятной истории с Оскаром Пиастри может стать закрытие заводской молодёжной программы.
Пиастри, в этом сезоне выполняющий обязанности резервного гонщика Alpine F1, стал слушателем академии Renault Sport в 2020 году. Он был участником этой программы, когда выиграл свои титулы в Формуле 3 и Формуле 2, и считалось, что быстрый австралиец в перспективе будет выступать в Ф1 за команду французского концерна.
Однако в итоге он предпочёл перейти в McLaren и в своём дебютном сезоне в чемпионате мира станет напарником Ландо Норриса. Возникла конфликтная ситуация, которая разрешилась только после вмешательства Совета FIA по признанию контрактов (CRB), и мы об этом достаточно подробно рассказывали.
Официально сотрудничество Alpine с Пиастри продолжится до конца года, и в команде по-прежнему привлекают его к работе на симуляторе, но, конечно, её руководство чувствует серьёзную обиду из-за произошедшего.
Лоран Росси считает, что это наносит ущерб всей Формуле 1: «Ничего хорошего для нашего спорта в этом нет, и большинство людей в паддоке это мнение разделяют. Мало того, что немного досадно нам, в Alpine, но, по-моему, обида нанесена всему спорту».
Программа поддержки молодых гонщиков была возрождена в Renault в 2016 году, хотя до сих пор ни один из её участников не попал в заводскую команду Формулы 1. Из всех выпускников академии Renault Sport сейчас в чемпионате только Гуаньюй Чжоу, но он выступает за Alfa Romeo. Хотя гонщиков, в разное время прошедших эту важную школу, было довольно много.
«Это часть нашей истории, истории автоспорта в целом, – сказал Росси. – Вообще такие программы поддержки в основном создаются автопроизводителями. Но, вероятно, произошедшее создаёт опасный прецедент, и нам придётся что-то менять.
Это ведь ещё и вопрос ценностей. Мы верим, что, занимаясь молодыми талантами, мы прививаем им наши ценности, чтобы, достигнув пика в своём развитии, они вписывались в нашу компанию. Нас должно устраивать их мировоззрение, они должны разделять наши ценности».
Поскольку вакансий в заводской команде не предвиделось, в Alpine планировали «пристроить» Пиастри в Williams, чтобы там он набирался опыта, а затем занял место Фернандо Алонсо, когда испанец завершит карьеру. Однако события развивались по иному сценарию, поскольку двукратный чемпион мира неожиданно решил перейти в Aston Martin F1 – вот тогда в Alpine вспомнили про Пиастри, но к тому моменту его менеджмент уже обо всём договорился с McLaren.
Эта история стала своего рода примером для других команд, и уже звучат предположения, что теперь там тоже могут изменить подход к отбору молодых талантов, как минимум, будут более тщательно составлять контракты с перспективными гонщиками, которых собираются поддерживать. В частности, об этом уже заговорил Тото Вольфф, который дал понять, что отныне в Mercedes будут точнее формулировать положения договорённостей с участниками их молодёжной программы.
Впрочем, далеко не все согласны с Лораном Росси в том, что многие в паддоке разделяют его мнение. Вот слова лишь одного из тех, кто прокомментировал его заявление на сайте издания The Race: «Всё это ерунда, особенно после решения CRB. Заявление Росси – не более чем своего рода каприз, поскольку проверить его всё равно нельзя.
Формула 1 – жестокий спорт, и я вполне уверен, что все команды признают важное значение контрактов, но поддерживать Alpine после устроенной ими клоунады никто не станет».