В 2026 году заводская команда Audi дебютирует в Формуле 1, но пока об этом проекте известно немногое. Во всяком случае, официальная информация довольно скупая, и в немецкой компании даже не спешат подтверждать, что планируют приобрести активы Sauber.
Чтобы узнать хотя бы какие-то подробности, журналисты австрийского издания Motorsport-Magazin отправились в город Нойбург-ан-дер-Донау, где находится база гоночного подразделения Audi Sport – именно там будет создаваться гибридная силовая установка нового поколения, и фактически эта работа уже началась.
«Когда о новом проекте Audi было объявлено публично, мне даже пришлось себя ущипнуть», – вспоминает Стефан Дрейер, технический директор Audi Sport, отвечающий за разработку будущего двигателя. В Audi всерьёз задумались о приходе в Формулу 1 больше года назад, и Дрейер был одним из немногих, кто был посвящён в эти планы с самого начала.
Руководит проектом Адам Бейкер, перешедший в Audi из FIA – весь предыдущий год он представлял компанию из Ингольштадта на всех совещаниях с участием команд Формулы 1, руководства чемпионата и FIA, посвящённых новому регламенту на силовые установки.
Разумеется, прежде всего в Audi вели переговоры с моторостроителями, уже поставляющими двигатели командам чемпионата.
«Удалось добиться многого из того, чего нам хотелось. Это было наше основное условие, в противном случае мы бы не пришли в Формулу 1, – рассказал Дрейер. – В частности, было решено отказаться от такого элемента силовой установки, как мотор-генератор MGU-H. С одной стороны, он очень сложен технологически, и остальные производители двигателей в этом плане ушли далеко вперёд. С другой, подобные узлы не применяются в серийном производстве автомобилей, поэтому у нас не было интереса развивать эту технологию».
Но пока проект Audi находится на самой начальной стадии – в отличие от Red Bull Powertrains, где уже приступили к стендовым испытаниям прототипа силовой установки нового поколения. Немецким моторостроителям до этого ещё далеко.
«Можно только гадать, что именно испытывают в Red Bull, – продолжил Дрейер. – Но факт остаётся фактом: если они уже начали стендовые испытания, их можно только поздравить. Это надо признать. Так что теперь слово за нами. Впрочем, мне бы не хотелось называть какие-то конкретные даты. Сначала мы должны представить проект внутри нашей компании и получить одобрение. Только после этого начнётся следующая фаза – его реального воплощения».
Компания Audi Formula Racing GmbH была официально зарегистрирована в Ингольштадте 19 июля, это подразделение будет полностью заниматься разработкой, производством и последующим сбытом гоночных моторов.
«В подразделении уже работает около ста специалистов, но мы планируем, что постепенно штат превысит 300 сотрудников, – отметил Дрейер. – Я знаю свою команду, знаю, на что наши люди способны, и безоговорочно им доверяю. Но пока штат намного меньше, чем нужно для подобного проекта, поэтому нам приходится нанимать людей как из других подразделений Audi, так и приглашать опытных и знающих специалистов со стороны.
Когда о нашем проекте было объявлено официально, мы были поражены, как много появилось желающих к нему присоединиться, и это здорово».
База Audi Sport в Нойбурге занимает территорию в 47 гектаров рядом с заводским испытательным полигоном, и здесь разрабатывались знаменитые спортпрототипы класса LMP1, в своё время побеждавшие в Ле-Мане, здесь создавались электрические силовые установки для Формулы E, когда в этом чемпионате выступала заводская команда Audi. А в настоящее время полным ходом идёт подготовка гоночных электромобилей для ралли-рейда «Дакар», в которых воплощены сложнейшие технологии.
Если говорить о новом проекте, связанном с Формулой 1, то для него пока даже нет необходимой инфраструктуры и оснащения. Разумеется, в распоряжении мотористов Audi имеются ультрасовременные испытательные стенды, однако требуется немало дополнительного специального оборудования – оно уже приобретается и будет смонтировано в отдельном корпусе, который уже строится.
На территории базы достаточно места даже для новой аэродинамической трубы, хотя, например, работа над спортпрототипами, выступавшими в «24 часах Ле-Мана», шла на базе Sauber в Хинвиле.
В Audi вполне отдают себе отчёт, что несмотря на все прошлые спортивные успехи, у мотористов компании нет опыта создания силовых установок такого типа, что применяются в Формуле 1.
«Мы относимся к стоящим перед нами задачам со всей серьёзностью. Раньше мы не занимались ничем подобным, – признал Дрейер. – В DTM двигатели развивают 9500 об/мин, дизельные моторы и того меньше. А в Формуле 1 это примерно 12500 об/мин.
Кроме того, клапанный механизм с пневмоприводом для нас тоже в новинку. В прошлом мы никогда не имели дело с пневматическими системами. В наших моторах этот механизм был с традиционным приводом. Но мы инженеры и готовы взяться за создание такой системы, понимая, что это сложная задача.
Также нам предстоит заняться и разработкой собственной трансмиссии. Чем больше компонентов машины создаётся единым производителем, тем более эффективен процесс их интеграции. Впрочем, я имею в виду только внутренние компоненты коробки передач, а корпуса будут производить те, кто занимается постройкой шасси.
Если бы мы не стремились к победам, мы бы не занимались автоспортом. Нас мотивирует именно это. Но мы не говорим, что сможем претендовать на победы в первый же год. Это сложно. Однако суть в том, что в первый год нам предстоит добиваться необходимого уровня надёжности, рассчитывая на неплохие результаты в отдельных гонках, и заниматься модернизацией техники.
Если в ходе этого процесса нас не будут сдерживать те или иные проблемы, это значит, что мы смогли подготовить основу для будущих успехов…»