Мартин Брандл, комментатор телеканала Sky Sports, перед началом нового сезона рассуждает о том, что контракты большинства гонщиков чемпионата истекают в конце 2024 года, а новость о предстоящем переходе Льюиса Хэмилтона в Ferrari уже стала своего рода катализатором процессов, которые идут на рынке пилотов.
Гонщики, у которых нет подтверждённых контрактов на 2025 год, почувствуют и серьёзную угрозу, и интересные возможности для продолжения карьеры.
Будем надеяться, что Серхио Перес сможет восстановить уверенность в своих силах и ту форму, которую он демонстрировал год назад на этапах в Джидде и Баку, когда ему удавалось обойти Макса Ферстаппена и удержаться впереди.
Ландо Норрис и Оскар Пиастри выступают за McLaren, и это славное сочетание. Оскара ждёт его второй год в Формуле 1, и я думаю, что сейчас эти два гонщика будут активно подгонять друг друга.
Ожидаю, что в Mercedes Джордж Расселл начнёт постепенно выходить из тени Льюиса Хэмилтона. Полагаю, у него есть все необходимые качества, чтобы сделать следующий шаг и по ходу сезона примериться к роли лидера команды. Да и в Mercedes будут стараться показать спонсорам и болельщикам, что Джорджу вполне по силам вести команду за собой – именно такими сейчас должны быть приоритеты этой команды.
Сможет ли Даниэль Риккардо в Visa RB действительно доказать, что к нему вернулась былая сила, и насколько хороша новая машина, созданная этой командой? Сохранит ли Фернандо Алонсо прежнюю мотивацию и сейчас, когда ему за сорок?
Если в Williams не смогут добиться существенного прогресса, то я бы предположил, что Алекс Элбон вне зависимости от его контрактной ситуации начнёт подумывать о переходе в какую-либо из заводских команд. А Логану Сардженту придётся потрудиться, чтобы сохранить своё место.
В общем, с каждым местом в каждой из команд связана своя история.
Переход Льюиса Хэмилтона в Ferrari – это же настоящий подарок, благодаря которому интересные процессы продолжатся. Это прекрасно и для всей Формулы 1, и для самого Льюиса. Плюсы, с этим связанные, мы увидим уже в 2024 году, т.е. ещё до того, как он примерит униформу Скудерии.
Полагаю, Карлос Сайнс в свой последний год в составе Ferrari почувствует дух свободы. Сейчас он оказался в очень необычной ситуации. Но когда гонщик знает, что ему предстоит расставание с командой, он в каком-то смысле обретает свободу. Он понимает, что к нему присматриваются другие команды и начинают всё анализировать: ты попадаешь в аварии в нескольких гонках подряд? Напарник регулярно опережает тебя в квалификациях? Или всё наоборот, и это ты его опережаешь? Можно сказать, что все ваши прежние достижения в расчёт уже не принимаются, и сейчас каждый ваш круг, каждая ваша квалификация и гонка подвергается пристальному анализу.
Карлос – гонщик мирового уровня, в прошлом году он одержал победу, и в какой-то момент он начнёт думать о себе и выступать в гонках ради самого себя. С одной стороны предстоящее расставание с Ferrari огорчает Сайнса, с другой, я думаю, что этот сезон может стать лучшим в его карьере.
Но это возможно лишь в том случае, если он не будет предаваться отчаянию и захочет показать всему миру, что команда допустила ужасную ошибку. Впрочем, как и в любом другом виде спорта, в подобной ситуации вы можете начать прикладывать чрезмерные усилия, или что-то может пойти не так, и вам станет не вполне комфортно за рулём вашей машины.
Но такова природа Формулы 1 – с одной стороны, это и спорт мирового уровня, с другой, число ключевых игроков в нём совсем невелико, и все они сосредоточены на 300 или 400 метрах паддока. И как реагировать на то, что здесь происходит, эти люди так или иначе знают.
В определённый момент вы поймёте, что вас перестали приглашать на совещания с инженерами команды. Никто не станет вам говорить, что настал поворотный момент, и отныне вы становитесь персоной нон-грата. Но вы начинаете замечать, что с вами перестают делиться подробной информацией о технических новинках, перестают приглашать на некоторые совещания и допускать к работе на симуляторе.
Это некомфортная ситуация, в которой вам начинает казаться, что всё внимание команда уделяет только вашему напарнику, а люди при встрече с вами отводят глаза. Я почувствовал это на себе в 1992 году в Benetton, когда стало понятно, что в следующем сезоне моё место займёт Риккардо Патрезе. Возможно, что вам даже начнёт мерещиться нечто, чего на самом деле нет. Но вы чувствуете, что перестали быть частью этой команды, каким бы ни был ваш следующий выбор.
В конце концов гонщики – тоже люди, и они тоже испытывают эмоции. Вы знаете, что вас уволят, но при этом должны ещё в течение года упираться, чтобы как можно лучше выполнить стоящие перед вами задачи – любой может оказаться в подобной ситуации. А теперь представьте, что при этом нас смотрят десятки миллионов болельщиков…
Если говорить о гоночной стороне дела, то я надеюсь, что команды смогут сократить отставание от Red Bull, и доминирование этой команды прекратится. К сожалению, итоги тестов свидетельствуют об обратном, но тесты проходили лишь на одной конкретной трассе и в условиях тёплой погоды, так что посмотрим, как всё пойдёт дальше.
Пока складывается впечатление, что Red Bull остаётся впереди, но Ferrari их уже вовсю догоняет. После завершения тестов я уже много с кем пообщался, и у всех такое впечатление, что Mercedes, Aston Martin и McLaren почти на одном уровне – будем надеяться, что им тоже удастся наступать Скудерии на пятки.
Похоже, что у Alpine и Haas какие-то сложности. Williams смотрится неплохо, однако пока им не удалось сделать заметный шаг вперёд, хотя они на это рассчитывали. Им ещё предстоит понять особенности новой машины. Остаются Visa RB и Sauber – обе команды производят более-менее достойное впечатление, и нельзя исключать, что они тоже будут регулярно участвовать в борьбе за очки.
Многие команды внесли заметные изменения в конструкцию своих машин, зная, что модернизированные версии этих же машин предстоит использовать и в 2025-м, поскольку все усилия , все ресурсы и все деньги в рамках ограниченных бюджетов будут направлены на разработку совершенно новой машины 2026 года. Именно поэтому так важен предстоящий сезон: всё, чего участники чемпионата добьются в этом году, в значительной мере сформирует и картину на 2025-й.