Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Бельгии.
Эта захватывающая гонка в итоге оказалась скорее привлекающим внимание тизером, чем триллером, но с потрясающим финалом.
Во многих местах уложили новый асфальт, и когда в пятницу я проехал несколько кругов на Arrows A11 1989 года для съёмок Sky F1, меня поразило, насколько невероятно чистыми и ухоженными стали трассы.
Это соответствует моим представлениям о том, что в современной Формуле 1 не хватает характера, как не хватает его сегодняшним футбольным полям, ровным и ухоженным, где нет вытоптанной глины перед воротами. Красиво, но не аутентично.
Новый асфальт сделал трассу быстрее, на прошедших по сухой трассе пятничных тренировках шины быстро изнашивались, а субботний дождь смыл слой отработанной резины, лишив команды данных для сравнения и возможности оптимизировать настройки.
В последнее время, при наличии такого объёма данных, средств анализа и моделирования, я редко вижу, чтобы знающие люди, а значит, и СМИ, так сильно ошибались в прогнозах о том, как сложится гонка.
Пятничные тренировки и даже прошедшая в воскресенье утром на сухом асфальте гонка Формулы 2 говорили, что деградация шин будет очень значительной во время Гран При.
Обсуждали возможное преимущество McLaren, говорили, сколько времени потребуется Ферстаппену, чтобы отыграться при старте с 11-го места после штрафа за замену силовой установки. Предполагалось, что лучшими из остальных будут Ferrari, Mercedes и стартующий с первого ряда Серхио Перес.
Ферстаппен был великолепен в слегка влажной квалификации, уверенно показав лучшее время на двух новых комплектах промежуточных шин, сэкономив ещё один. Пятничные тренировки на сликах он тоже провёл здорово.
Из-за штрафа Ферстаппена с поула стартовал Леклер. Перес начинал гонку вторым, а Хэмилтон продолжил свое возрождение, стартуя третьим. В McLaren, похоже, уменьшили прижимную силу в преддверии сухой гонки, заняв четвертое и пятое место.
Ландо Норрис, несмотря на хорошие результаты, казался немного недовольным, и я задавался вопросом, не сказываются ли события недельной давности во время гонки в Будапеште.
Поул в Спа обычно означает, что вас могут атаковать на длинном подъеме к шикане пятого поворота Les Combes.
Забавно вспомнить, как в 1994 году на брифингах с моим напарником Микой Хаккиненом в McLaren, он постоянно ссылался на курицу, говоря об управляемости машины. В конце концов, мы спросили, что он имел в виду, говоря о курице, и выяснилось, что на своем финском английском он имел ввиду шикану. И я видел очень мало людей, которые могли бы сориентироваться в "курице" быстрее, чем он.
В этот раз, когда Норрис зацепил левой задней шиной гравий на выходе из первого поворота, а Перес и Хэмилтон боролись за второе место, Леклер сохранил лидерство.
Минуточку, Хэмилтон догоняет Леклера и на третьем круге выходит в лидеры – этого не было в сценарии! После неудачной пятницы машины Mercedes Хэмилтона и Расселла в гонке выглядели очень достойно.
Карлос Сайнс на второй Ferrari не слишком удачно провел квалификацию, ему было нечего терять после старта на Hard, и он последним провёл первый пит-стоп, в тот момент лидируя в гонке, несмотря на попадание в гравийную ловушку в Stavelot, на 20-м круге.
Расселл провёл пит-стоп на 10-м круге, сменив Medium на Hard, и это был последний раз, когда он заезжал на пит-лейн в этой 44-круговой гонке на самой длинной трассе в Формуле 1.
Ферстаппен был осторожен в первом повороте, постепенно собирая свои ранние и легкие жертвы – Элбона, Окона и Алонсо, которые участвовали в гонке за звание лучшего из остальных, а не в борьбе с лидером чемпионата.
Но когда Ферстаппен оказался позади Норриса и группы лидеров, процесс приостановился. Прошли те времена, когда Red Bull настолько доминировала, что могла выиграть гонку с любой позиции на старте.
Пит-стоп Расселла на 10-м круге привел к тому, что Хэмилтон, Пиастри и Перес остановились на 11-м, что вынудило Ferrari ответить сменой шин у Леклера на 12-м круге. McLaren оставила Норриса на трассе до 15-го, чтобы дать ему более свежие шины для более позднего этапа гонки, но становилось очевидно, что шины держатся гораздо лучше, чем прогнозировалось. Вторые пит-стопы у лидеров варьировались от 21-го круга (Перес) до 30-го (Пиастри).
Темп Расселла был высок, судя по его радиопереговорам, он явно думал о пит-стопе. Позже он сказал, что с каждым кругом чувствовал все лучшее сцепление с трассой, и ему было нечего терять, так как с пит-стопом или нет, по расчётам он должен был финишировать пятым.
Но темп оставался высоким, хотя его напарник Хэмилтон отыгрывал по три четверти секунды на круге, опережая теперь McLaren Пиастри, который настигал их обоих.
Когда Хэмилтон подъехал к Расселлу, казалось неизбежным, что с более свежими шинами он его обгонит. Но Расселл находил достаточно сцепления с трассой и достаточно энергии для защиты там, где это было важно, чтобы удержать Хэмилтона, который скользил позади в возмущённом воздушном потоке.
Ранее я назвал гонку тизером потому, что в ней участвовали две группы из трех гонщиков – Расселл, Хэмилтон и Пиастри, а в семи секундах следом – Леклер, Ферстаппен и Норрис. Все они боролись друг с другом, но на последних кругах ничего не изменилось.
И вот она, лучшая на сегодняшний день победа Расселла в Формуле 1, хотя Хэмилтон провёл гонку не менее впечатляюще, имея преимущество после каждого из своих пит-стопов.
Mercedes совершенно неожиданно завоевал победный дубль, одержав третью победу в четырех гонках. Но вскоре выяснилось, что машина Расселла на 1,5 кг легче установленного минимума в 798 кг без топлива на борту.
Команды должны рассчитать вес машины на конец гонки с учетом расходных материалов – технических жидкостей, тормозных дисков и колодок, подкрылков и контрольной планки. Если что-то явно отвалилось от машины, например, из-за контакта, это можно заменить идентичной деталью.
В Спа, из-за длинного круга, нет круга возвращения в боксы, после финиша машины направляются на выезд с пит-лейн, чтобы проехать к подиуму и закрытому парку.
Я всегда считал, что это упущение стоит пересмотреть, чтобы порадовать болельщиков, но правило это действует давно, в итоге не позволяя гонщикам собрать на шины кусочки отработанной резины, чтобы сделать их тяжелее.
Чарли Уайтинг как-то сказал мне, что, строго говоря, инспекторы могут попросить соскоблить излишние «кусочки» перед взвешиванием, но я не знаю, чтобы такое случалось. Расселл проехал 75% гонки на одном комплекте шин в непрерывной борьбе, без передышки в виде автомобиля безопасности, физического или виртуального.
Контрольная планка под днищем тоже была в значительной степени изношена, поскольку мы отчетливо видели, как они атаковали в скоростных Eau Rouge и Blanchimont с полными баками топлива в начале гонки.
Впечатляющий пятистраничный документ о проверке, выпущенный FIA после гонки, ничего не говорит об износе планок, кроме того, что Ferrari Леклера была случайным образом выбрана для дополнительной проверки, которая, как я предполагаю, включает в себя и эту.
Все 19 финишировавших гонщиков были проверены на вес и множество других аспектов.
Весы были сертифицированы и Mercedes оставалось лишь признать ошибку, из-за которой машина под номером 63 была дисквалифицирована.
В этом вопросе не может быть никакой толерантности. Говоря, например, «это всего лишь на полкило легче, такая мелочь не имеет значения», вы оставляете дверь открытой для «это всего лишь на килограмм легче, чем у команды X на прошлой неделе, когда это было признано несущественным».
Правила есть правила.
По моим подсчетам, 1,5 кг стоят около 2,5 секунд в течение гонки, а тройка лидеров уместилась в 1,173 секунды, но это, мягко говоря, слишком упрощено – нужно учесть множество других факторов.
Вполне возможно, что Расселл перешел к неожиданной стратегии одного пит-стопа, атакуя с хорошим сцеплением и балансом, используя все четыре шины по максимуму. По иронии судьбы, если бы шел дождь, машину измерили бы на выбранном комплекте сликов, но замена одних сликов на другие перед взвешиванием не предусмотрена.
Итак, Льюис выиграл свою 105-ю гонку Формулы 1 и проехал её великолепно, даже если команда и напарник испытывали серьезную боль.
Red Bull предстоит принять непростые решения в летний перерыв, учитывая, что Перес с первого ряда опустился на далекое восьмое место, а McLaren теперь отстает от них в Кубке конструкторов всего на 42 очка и быстро приближается.
С нетерпением жду десяти оставшихся гонок в этом сезоне.