Попасть в молодёжную программу Red Bull – мечта многих начинающих гонщиков. Требования к участникам очень строгие, невыполнение поставленных целей приводит к исключению из программы, но взамен компания финансирует карьеру, обучает и даёт шанс пройти весь путь от картинга до Формулы 1. Хельмут Марко рассказал, как в Red Bull ищут молодые таланты и дают им шанс построить карьеру.
Хельмут Марко: «Сейчас каждый считает, что если следовать примеру Ферстаппена и по такому же пути выстраивать карьеру, то из его сына вырастет новый Макс, но уже многое изменилось. До Ферстаппена все уходили с картодрома в кафе, когда начинался дождь. Но как только Макс стал чемпионом в картинге, то все заметили одну вещь – когда шёл дождь, на картодроме был только один гонщик – Ферстаппен. Сейчас всё иначе – никто не сидит в кафе во время дождя.
Люди уверены, что смогут повторить путь Ферстаппена, просто скопировав его. Но мы не ищем нового Ферстаппена. Мы ищем нового чемпиона мира. Когда Себастьян Феттель ушёл от нас, мы не искали нового Феттеля. Мы увидели Макса и решили, что хотим работать с ним.
Мы проводили подсчёты. Каждый год около тысячи молодых человек начинают карьеру в картинге, и в среднем только один из них дойдёт до Формулы 1, и то если повезёт. Отбор очень серьёзный и жёсткий, а шансы на успех относительно невелики.
Мы ищем гонщиков, которые способны одержать победу в Гран При. Такова цель – именно таких гонщиков мы ищем. Чтобы выиграть титул, вместе должны сложиться многие факторы.
Главное отличие сегодняшней ситуации от прошлых лет в том, что сейчас в нашем распоряжении гораздо больше данных телеметрии, и мы можем многое узнать о гонщике ещё до того, как увидим его на трассе.
Я же предпочитаю наблюдать за гонщиками на трассе. Отличие проявляется в том, как они реагируют во время своего первого или второго круга за рулём новой для себя машины. Умение контролировать машину можно увидеть сразу.
Сейчас благодаря телеметрии они могут чему-то научиться за 20 или 40 кругов. Но для меня важна первая реакция на ещё не знакомую машину. Кроме того, важно как они проходят быстрые повороты. Шпилька – довольно простой поворот, поэтому именно в быстрых поворотах можно увидеть разницу между гонщиками.
Мы говорим о том, что возраст гонщиков постоянно снижается. В нашей программе были молодые люди, добивавшиеся фантастических успехов в картинге, становившиеся чемпионами, но они не добились успеха в «формулах». Были и те, кто становился чемпионом в Формуле 4, но после перехода в Формулу 3 они не были конкурентоспособными.
Младшие гоночные серии являются естественным отбором. Кому-то удаётся справиться с возросшими скоростями и перегрузками, а кому-то – нет. Некоторым нужно провести два-три года в одной серии, что очень долго для нашей цели найти гонщика, который будет конкурентоспособен в Формуле 1.
Мы всегда смотрим в будущее. Что будет через три года? Где окажется Даниэль Риккардо? Куда пойдёт Лиам Лоусон? Где будет Айзек Хаджар, если продолжит выступать так, как сейчас? И если он продолжит в том же духе, то нам придётся найти для него место в Формуле 1».