Публикацию серии материалов, посвященных итогам прошедшего сезона, мы начнём с конца, с команды, которая заняла последнее место, с главного неудачника - Super Aguri. Японская команда смогла провести лишь четыре первых гонки и объявила о выходе из чемпионата...
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший финиш |
2007 | Super Aguri | 17 | 9 | 4 | 6 |
2008 | Super Aguri | 4 | 11 | 0 | 13 |
В начале 2008-го в прессу попала информация о серьёзных финансовых проблемах и возможной смене владельца Super Aguri. Honda фактически отказалась от поддержки команды, в середине марта стало известно о переговорах с Magma Group, которые могли решить проблему, но один из основных инвесторов - ближневосточная компания Dubai International Capital, в последний момент отказался от сделки.
Уже тогда было понятно, что у Super Aguri нет будущего – ради переговоров команда остановила общение с другими потенциальными владельцами, контракт с Magma Group был единственным вариантом и считался «подписанным на 99%», но сработал оставшийся 1%. По инерции, «в долг», команда проехала ещё несколько Гран При, пока оставалась надежда на возможную сделку с другим потенциальным владельцем - Weigl Group, но шестого мая, перед турецким уик-эндом, Агури Сузуки объявил о выходе из чемпионата.
Super Aguri провела в Формуле 1 тридцать девять Гран При. В составе команды выступали пятеро гонщиков – три японца: Юдзи Иде, Сакон Ямамото и Такума Сато, француз Франк Монтаньи и британец Энтони Дэвидсон, но очки зарабатывал только Сато, дважды в прошлом году финишировавший в призовой восьмерке – в Барселоне и Монреале.
Несколько лет назад идея создания «клиентских» команд была весьма популярна. Преимущества казались очевидными – основная команда, имевшая необходимые технологии, получала резервный полигон для обкатки технических новинок в условиях ограниченных тестов, могла приглашать перспективную молодежь и имела дополнительный голос при принятии решений в комиссиях чемпионата. Несколько лет назад последнее условие часто оказывалось решающим, позволяя отстаивать интересы на важных голосованиях по регламенту.
Пожалуй, лучшим вариантом реализации этой идеи стал союз Red Bull и Toro Rosso, партнерство Honda и Super Aguri просуществовало чуть больше двух лет, а связка из McLaren и Prodrive не состоялась вовсе, правда есть вероятность, что команда из Уокинга частично реализует эту идею с Force India.
Из преимуществ очевиден и главный минус такой схемы – полная зависимость от «старшей» команды в вопросах принятия базовых решений, и роль Honda в судьбе Super Aguri стала определяющей.
Super Aguri начала сезон с прошлогодней Honda RA107, но денег не было даже на запчасти - после закрытия команды Энтони Дэвидсон не раз говорил о том, что в первых гонках выступать приходилось на «ведре с гайками». Тем не менее, команда делала всё, чтобы проехать дистанцию – в четырех проведенных гонках лишь дважды – Сато в Мельбурне и Дэвидсону в Испании не удалось финишировать из-за поломок.
В любом случае, до Гран При Турции команда могла выступать, а перед началом уик-энда в Стамбуле босс Honda Racing Ник Фрай заявил, что Super Aguri не примет участия в гонке. Honda породила команду, Honda её и уничтожила...
Имущество Super Aguri ушло с аукциона, большую часть лотов выкупила немецкая компания Formtech GmbH, специализирующаяся на разработке и изготовлении инструментального оборудования, что-то – для перепродажи, что-то – для дальнейшего использования.
Такума Сато провел тесты в составе Toro Rosso, и ходили слухи о возможном контракте японца с одной из команд на следующий сезон, но пока они не получили подтверждения. Энтони Дэвидсон отработал на тестах Honda Racing, заменяя выступавшего в Ле-Мане Алекса Вурца, но вряд ли гонщикам Super Aguri в 2008-м удастся сесть за руль «боевой» машины.
В 2008-м мы попрощались с интересной, молодой и амбициозной командой. Скептики получили ещё одно подтверждение тому, что бывший гонщик, даже успешный, не может быть боссом гоночной команды - для устойчивости бизнеса часто нужен компромисс при принятии решений, а гонщики, в данном случае – Агури Сузуки, подчас не готовы поступиться духом команды и интересами спорта ради выгодного контракта.
Для оптимистов, сценарий рождения и гибели Super Aguri, послужил доказательством возможности существования частных команд. В конкретном случае подвел менеджмент и ситуация, но у команды был шанс выкарабкаться - если бы состоялся контракт с Weigl Group, то мы вполне могли увидеть «кальку» ситуации с Jordan – Midland – Spyker – Force India.
Любопытно, что под занавес этого спектакля мы услышали известную фразу про «пираний», но уже из уст Агури Сузуки. Как будто и не было этих двадцати лет…
Агури Сузуки: "Я вымотан и хочу отдохнуть. Формула 1 - это действительно Пиранья-Клаб, я хочу поскорее выдернуть пальцы, чтобы не откусили всю руку. В последний момент группа компаний Weigl Group предложила выход, но у нас уже не было времени, чтобы обсуждать судьбу команды.
Переговоры с Magma прервались весьма неожиданно и без каких-либо условий. Я тут же отправился на переговоры с другими партнерами, но договориться не удалось. Частная команда не может конкурировать с командами, которые имеют неограниченный бюджет, такова реальность. Наверное, мы могли бы договориться с Weigl Group, но все эти годы нашим главным врагом было время.
Я был удивлен комментариями Ника Фрая по поводу будущего Super Aguri. Нам действительно очень помогла Honda, но он - отнюдь не президент, чтобы делать подобные заявления. Я понятия не имею о том, что он говорил, и кто его уполномочил.
Я хочу поблагодарить гонщиков. Когда мы начинали, машина не могла ехать даже по прямой, но Такума ни разу не пожаловался. Гонщики - главное наше богатство".
И в финале – таблица команд, история которых была более короткой, чем у Super Aguri. Выборка с 1990 года…
Команда | Годы выступления | Гран При | Очки |
Onyx | 1989-1990 | 24 | 6 |
Leyton House | 1990-1991 | 32 | 8 |
Life | 1990 | 14 | - |
Monteverdi | 1990 | 2 | - |
Fondmetal | 1991-1992 | 29 | - |
Lamborghini | 1991 | 16 | - |
Andrea Moda | 1992 | 9 | - |
Simtek | 1994-1995 | 21 | - |
Pacific | 1994-1995 | 33 | - |
Forti | 1995-1996 | 27 | - |
Midland | 2006 | 18 | - |
Super Aguri | 2006-2008 | 39 | 4 |
Spyker | 2007 | 17 | 1 |