После банкротства Super Aguri роль аутсайдера в сезоне 2008 года исполнила Force India. Бывший Jordan, Midland и Spyker в октябре прошлого года нашел нового владельца - честолюбивого индийского бизнесмена Виджея Малью. Точнее - совладельца, ведь 50% акций команды и сейчас принадлежат более молодому голландцу Михилу Молу.
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2007 | Spyker | 17 | 10 | 1 | 19 | 8 |
2008 | Force India | 18 | 10 | 0 | 12 | 10 |
Редкое для Формулы 1 явление. Дебютный сезон Force India провела в статусе "национальной гордости" - индийской команды Формулы 1. Мол не возражал, но в составе не было индийских гонщиков, мотористов и поставщиков - никого, кроме совладельца и принадлежащего ему спонсора - группы компаний Kingfisher. Фамилия Мола упоминалась лишь в связи с возможной продажей принадлежащих ему акций. Слухи эти неизменно опровергались, но Force India, как Red Bull и Toro Rosso, в сезоне 2008 года фактически была командой одного бренда, что весьма уникально.
Многочисленные доработки и модернизации позволили Force India конкурировать с соперниками, но лишь в борьбе за последние строчки - несмотря на талантливого Майка Гаскойна, частных денег не хватало на гонку с автопроизводителями, а успех в Формуле 1 зависит не от одного-двух сезонов, а от напряженной (в том числе и инвестиционной) борьбы на протяжении, как минимум, пятилетки. В Red Bull пошли другим путем, пригласили Эдриана Ньюи, потратили годы и все же добились своего, Виджей Малья рассчитывал на меньший, но более быстрый результат.
Инженеры Force India отыгрывали отставание, машина становилась быстрее, но этот прогресс и немалые финансовые усилия не позволили уйти с последнего места, а значит - не вполне оправдались.
Перед началом сезона команда провела тесты с участием семерых гонщиков - Кристиана Клина, Ролдана Родригеса, Гидо ван дер Гарде, Витантонио Лиуцци, Франка Монтаньи, Джанкарло Физикеллы и Ральфа Шумахера. Столь многочисленное представительство и отказ от услуг индийских пилотов, того же Нараина Картикеяна, говорили о ставке на результат. Ставка, увы, не сработала. Место в основном составе получили Джанкарло Физикелла и Адриан Сутил, Лиуцци подписал контракт тест- и запасного пилота, причем сначала речь шла о конкуренции за место во второй машине, о том, что Лиуцци может заменить Сутила, если немец неудачно начнет сезон, но потом эти разговоры забылись - машина была не так быстра, как мечтали инвесторы, а банкротство Super Aguri превратило "Индийскую Силу" в штатного аутсайдера, кто бы не был за рулем.
Опытный Физикелла был стабильнее новичка Сутила, что неудивительно, но оба гонщика не смогли бороться за места в призовой восьмерке. Лучшим результатом команды стало 12-е место на старте и 10-е на финише. На фоне провальных выступлений Spyker можно говорить о прогрессе, но ведь тот же Сутил в Spyker заработал очко в Фудзи'07, пусть тогда в ситуацию вмешались погода и стюарды.
Окончив сезон, команда объявила об уходе двух ведущих сотрудников, унаследованных от Spyker - босса административного отдела Колина Коллеса и босса отдела технического - Майка Гаскойна. В следующем году Force India получит комплексное решение от McLaren Mercedes - мотор, коробку передач, KERS, гидравлику и техническую помощь. Да, это лишит команду определенной независимости, но с другой стороны - может позволить заработать очки при меньшем объеме инвестиций. Не это ли главная цель в данном случае?