Сегодня на специальной пресс-конференции, в которой приняли участие руководители всех десяти команд-участниц чемпионата мира, Ассоциация команд Формулы 1 (FOTA) представила свой план развития Формулы 1.
Излагая свою концепцию эволюции спорта, FOTA обнародовала комплекс предложений, единогласно поддержанных всеми членами Ассоциации которые, в случае одобрения со стороны FIA, вступят в силу в 2009-м или 2010-м годах.
Эти предложения направлены на повышение стабильности, устойчивости, значимости и зрелищности Формулы 1. Они стали результатом всестороннего исследования общественного мнения, проведенного в семнадцати странах мира. Учитывая стремление FOTA повысить популярность Формулы 1, данное исследование опиралось не только на мнение постоянных болельщиков, но и на представления других людей, следящих за гонками лишь время от времени.
Все предложения могут быть разбиты на три группы – технические, спортивные и коммерческие – по аналогии с тремя рабочими группами, сформированными в момент образования FOTA в сентябре 2008-го года. Они позволят сохранить уникальную сущность Формулы 1, повысить ее зрелищность и инвестиционную привлекательность, а также снизить расходы.
Президент FOTA Лука ди Монтедземоло сказал: «Это беспрецедентный момент в истории Формулы 1. Помимо прочего, впервые все команды обладают единым видением ситуации. Благодаря этому единству всем участникам чемпионата уже удалось значительно снизить свои расходы.
И хотя мы по-прежнему яростно конкурируем на трассе, мы преследуем одну общую цель – улучшить Формулу 1, гарантировав ее стабильность, устойчивость, значимость и зрелищность во благо наших главных партнеров. Помня об этом, мы намерены активно сотрудничать с FIA и FOM на благо будущего Формулы 1».
Ключевые предложения
Технические
2009:
– Увеличение ресурса двигателей более чем 100% (8 моторов за сезон для каждого гонщика)
– Сокращение использования аэродинамических труб и методов вычислительной гидродинамики
– Стоимость клиентских моторов – 8 млн. евро за сезон на команду
2010:
– Стоимость клиентских моторов - 5 млн. евро на команду
– Стоимость клиентской коробки передач – 1,5 млн. евро в сезон на команду
– Стандартная KERS (будет проведен тендер, целевая стоимость системы – 1-2 млн. в сезон на команду).
– Дальнейшее 50-процентное снижение расходов на аэродинамические разработки
– Строго определенное число модернизаций шасси, корпуса и аэродинамики по ходу сезона
– Запрет на использование широкого спектра экзотических металлов и композитов
– Стандартные системы телеметрии и радиосвязи
Спортивные
2009:
– Сокращение тестов (на 50%)
– Новая система начисления очков (12-9-7-5-4-3-2-1), призванная обеспечить большее преимущество победителю гонки
– Сведения о количестве топлива в баках в момент старта, спецификация шин и информация о дозаправках должны быть открытыми
2010:
– Разработка нового формата квалификации
- Радикальные нововведения в систему начисления очков ( к примеру, дополнительное очко в зачет Кубка Конструкторов за самый быстрый пит-стоп)
– Дальнейшее сокращение тестов (четыре четырехдневных предсезонных сессии с участием одной машины плюс обкатка с участием одной машины)
– Сокращение продолжительности гонки (250 км или максимум 1 час 40 минут) при согласии обладателя коммерческих прав)
Коммерческие
2009:
– Увеличение объема информации, предоставляемой прессе
– Оценка средств коммуникации, применяемых при освещении таких видов спорта, как теннис или крикет, с помощью которых гонки Формулы 1 могут быть поданы более информативно и динамично – для усиления интереса публики
– Во время Гран При один представитель руководства каждой команды будет доступен для телевизионных комментариев и интервью
– Дальнейшее повышение информированности публики посредством сайтов команд и FOTA
– Обязательные автограф-сессии гонщиков во время уик-эндов Гран При
2010
– Дальнейшее повышение качества телетрансляций
Основные демографические параметры аудитории, охваченной глобальным опросом
– Опрос проводился на территории 17-ти стран
– Это первый опрос, в котором участвовали и поклонники Формулы 1 и люди, мало интересующиеся гонками
– Для каждой страны количество ответов респондентов соотносилось с размерами зрительской аудитории (чтобы показатели малых стран не искажали общие результаты)
– Результаты распределялись в зависимости от уровня интереса к Формуле 1, демографического профиля (возраста и пола), страны и региона
– Общая аудитория представлена следующими категориями:
* Постоянные болельщики (25%, преимущественно мужчины разных возрастов)
* Умеренные болельщики (44%, мужчины и женщины разных возрастов)
* Непостоянные болельщики (31%, редко смотрят гонки, преимущественно женщины разных возрастов)
Ключевые выводы
1. Формула 1 в целом «исправна», поэтому не стоит излишне усердствовать в попытках ее «починить»
Существующий формат квалификации не воспринимается как неправильный (по оценкам всех категорий участников опроса) и потому не требует радикального пересмотра. По общему мнению, Формула 1 должна оставаться верна принципам меритократии (оценки по достижениям), поскольку зрителей, прежде всего, привлекает мастерство гонщиков, красота обгонов и высокие технологии.
Вывод: нет оснований считать, что формат Гран При должен быть пересмотрен; нет необходимости вводить, например, гандикап, устраивать гонки в режиме «спринт», вводить обратный стартовый порядок или парные заезды. Аудитория Формулы 1 ценит традиционно высокий уровень соперничества, высокотехнологичную природу спорта, и не поддерживает идею изменения существующего формата.
2. Формула 1 должна быть более открытой
Представление зрителей о Формуле 1 практически целиком формируется местными телекомпаниями, ведущими трансляции гонок. В отличие от других популярных видов спорта, основная часть зрителей воспринимает Формулу 1 через телетрансляции в день гонки, дополненные информацией неспециализированных газет.
Поклонники Формулы 1 хорошо знакомы с новыми каналами распространения информации (Интернет, мобильная связь) и иными элементами гоночной индустрии (игры, сувенирная продукция). Глобальная природа Формулы 1, несмотря на всю ее привлекательность, не позволяет добиться полного единообразия расписания уик-энда, и зачастую получение информации о Гран При сводится к просмотру местных обзорных телепрограмм. Только преданные болельщики (25% всей аудитории) смотрят гонку в прямом эфире, если она транслируется не в прайм-тайм.
Вывод: Существуют серьезные возможности расширить аудиторию за счет использования других каналов предоставления информации, в частности, Интернета и мобильной связи.
3. В срочной смене формата квалификации нет необходимости
Отвечая на вопрос об альтернативных форматах квалификации, все поклонники Формулы 1 так или иначе предпочли принцип распределения мест на стартовой решетке, основанный на меритократическом принципе. Определенный интерес у опрошенных вызвали варианты, где на порядок распределения стартовых мест влиял бы и фактор удачи, но, согласно общему мнению, с поула всегда должен стартовать самый быстрый гощик.
Вывод: Возможно, незначительные изменения существующего формата окажутся вполне оправданными, но радикальные реформы не приведут к значительному росту аудитории.
4. Пересмотр системы начисления очков
Как и в случае с квалификацией, публика желает, чтобы система начисления очков отражала уровень достижений гонщиков. Это означает, что вознаграждение за победу в гонке должно быть больше, чем принято сейчас. Есть основания считать, что болельщики хотят, чтобы за победу присуждалось большее количество очков.
Вывод: Некоторые незначительные изменения существующей системы начисления очков представляются оправданными.
5. Эволюция пит-стопов и дозаправок
Зрители воспринимают пит-стопы как неотъемлемую частью Гран При, но при этом наиболее важным и привлекательным аспектом считают смену шин, а не дозаправку. Гоночная тактика не слишком влияет на зрительский интерес к Формуле 1.
Вывод: С отказом от дозаправок аудитория вряд ли уменьшится. Смена шин во время пит-стопов – важный фактор зрелищности, и она не должна быть автоматизирована.