Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен, рассуждая о причинах, побудивших концерн BMW расстаться с Формулой 1, полагает, что в следующем году команда из швейцарского городка Хинвила может вновь выйти на старт, но под другим флагом…
Джеймс Аллен: "Сегодня BMW стала вторым крупным автоконцерном, за последние восемь месяцев принявшим решение уйти из Формулы 1. Мне никогда не нравился подход баварцев к автоспорту, поскольку они слишком много внимания уделяли своим корпоративным целям и недостаточно активно занимались собственно гонками. Однако я не вижу причин, которые могут помешать команде из Хинвила выйти на старт в следующем году под новым названием.
Момент, выбранный советом директоров BMW для объявления своего решения, связан с необходимостью подписать новый Договор Согласия. Все стороны уже согласовали позиции и просто ждали одобрения от двух автоконцернов, в частности, от BMW.
Однако в Мюнхене Договор не был одобрен, и вместо того, чтобы подписать его, взяв на себя обязательства выступать в Формуле 1 до конца 2012-го года, баварцы решили покинуть чемпионат. Посмотрим, как поведет себя второй автоконцерн, пока не подписавший Договор Согласия.
С одной стороны, случившееся стало своего рода шоком, с другой – чего-то подобного можно было ожидать. BMW, а также Toyota и Renault, часто упоминались в числе автоконцернов, чья приверженность спорту на долгую перспективу вызывала сомнения. Президент FIA Макс Мосли давно предупреждал, что спорт не должен попадать в зависимость от капризов автопроизводителей, которые приходят и уходят, когда считают нужным, – поэтому Формуле 1 необходимы новые команды; именно они могут обеспечить ей стабильность.
Очевидно, что для этого надо резко снизить стоимость участия в чемпионате. Мосли хотел ввести бюджетное лимитирование, что едва не вызвало раскол Формулы 1, но в итоге был достигнут компромисс: все согласились ограничить расходы на уровне 80 миллионов фунтов стерлингов в следующем году и снизить до 40 миллионов к 2011-му.
Доходы, которые приносят командам выступления в Формуле 1, плюс спонсорская поддержка значительно превышают эту сумму, так что участие в чемпионате обещало стать прибыльным делом. Следовательно, решение BMW связано не только с экономическими причинами. Скорее, откровенно слабые результаты в этом году нанесли ущерб имиджу баварского концерна. Кроме того, в Мюнхене, возможно, были разочарованы методами руководства спортом, которые практикует FIA.
Спортивный аспект весьма важен: с 2006-го по 2008-й гг. команда добилась впечатляющего прогресса, но я всегда считал, что в прошлом сезоне команда могла добиться большего, однако предпочла сосредоточиться на подготовке к 2009-му году. BMW, как и планировала, одержала первую победу и заняла третье место в Кубке Конструкторов, после чего успокоилась, хотя могла бы помочь Роберту Кубице выиграть титул: шанс был, поскольку Ferrari и McLaren допускали немало ошибок.
Прошлогоднее решение было не спортивным, а скорее, корпоративным, и вот теперь, когда результаты команды вызывают лишь недоумение, BMW объявила об уходе…
Сегодняшнее решение стало колоссальной личной драмой для Марио Тайссена, который руководил этим проектом еще с тех времен, когда концерн BMW подписал контракт с Williams на поставку двигателей, а теперь возглавляет заводскую команду.
Разумеется, совет директоров концерна требовал от Тайссена результатов: становится отчасти понятно, почему в последние годы он действовал столь осторожно.
Но больше всего в этой ситуации переживает Петер Заубер. В начале 2000-х я брал у него интервью, и тогда он сказал, что его главная цель – обеспечить будущее персоналу своей команды. Он выбрал BMW, поскольку верил, что баварцы хотят придти в Формулу всерьез и надолго.
Я всегда удивлялся, почему в названии команды осталось его имя, а он сохранил свой пакет акций. Сейчас мне интересно, не попытается ли Заубер пойти по стопам Росса Брауна, выкупить команду за 1 евро, получить бюджет на 2010-й год и продолжить выступать в Формуле 1.
Тогда в Формуле 1 сохранится важная команда, а уже через год бюджеты должны будут сократиться до 40 млн. фунтов стерлингов. Ситуация с BMW выглядит намного менее рискованно, чем та, в которой прошлой зимой была Brawn GP.
Однако Петер Заубер уже не молод, и BMW, скорее всего, продаст команду какому-то новому инвестору: когда Договор Согласия подписан, проект станет привлекательным с коммерческой точки зрения.
Но если все пойдет по другому сценарию, по-моему, баварский концерн будет обязан поддержать Sauber – подобно тому, как компания Honda поддержала Brawn GP и помогла команде продолжать выступления в гонках Формулы 1".