Британский журналист Джо Савар рассуждает о том, почему в деловом мире есть интерес к приобретению Renault F1, а будущее Toyota, кажется, мало кого волнует…
Джо Савар: «Похоже, есть немало претендентов на покупку Renault F1, тогда как Toyota Motorsport Gmbh почти никого не интересует, и это одна из любопытных тем последних недель. Давайте разберемся в причинах.
Renault F1 – образец того, как должна работать гоночная команда. На заводе в Энстоуне организован полный производственный цикл, и здесь нет своего моторостроительного цеха. Это означает, что команда может использовать любые гоночные двигатели.
База Toyota F1 намного больше и расположена на обширной территории, на которой находится моторостроительное подразделение и две аэродинамические трубы. По меркам нынешнего сложного экономического периода, здесь слишком много всего. Зато Renault – это то, что надо.
Еще один важный фактор, разумеется, состоит в том, что завод Renault расположен в Англии, тогда как база Toyota – в немецком Кёльне. Это значит, что приглашать квалифицированные кадры на работу в Renault намного легче, поскольку в этом же регионе базируется немало команд Формулы 1, и людям, скорее всего, даже не потребуется менять место жительства.
А вот переезжать вместе со всей семьей в Кёльн, – это более масштабный и более дорогой проект, который неизбежно встретит определенное сопротивление, когда будет обсуждаться на семейных советах.
В свое время в Toyota приводили такой аргумент: нет ничего плохого в том, что сотрудники со своими семьями переедут в Германию, их дети пойдут в школу, и это только станет дополнительным фактором стабильности. Это был хороший аргумент – пока работала команда. Сейчас, я уверен, многие из тех, кто переехал в Кёльн, жалеют о своем решении.
Главная проблема, все же, заключается в том, что концерн Toyota не хочет продавать компанию Toyota Motorsport, что на первый взгляд кажется странным.
Участие в Формуле 1 приносит командам десятки миллионов долларов в год в виде доходов от телетрансляций. В принципе, ничто не мешает Toyota продать свое гоночное подразделение (прежде всего, базу команды) с условием, что компания поменяет название лишь после окончания сделки. Это даст новым владельцам право участвовать в чемпионате мира. Но, похоже, японский концерн на это не пойдет, опасаясь негативной реакции со стороны акционеров.
Учитывая, какие средства были инвестированы в немецкий филиал Toyota Motorsport, это вряд ли можно будет считать удачной сделкой. Есть и иные причины, из-за которых японцы не хотят продавать команду, и связаны они с трудовым законодательством Германии и прочей бюрократией. Надо полагать, в Toyota изучили все возможные варианты, и в итоге было принято решение просто закрыть команду. Таким образом, все ее имущество остается на балансе концерна и может быть либо законсервировано, либо использовано для других проектов».