В своём блоге британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о ключевых решениях команд, которые повлияли на результаты Гран При Европы…
Джеймс Аллен: «Европейский Гран При запомнится серьёзной аварией, в которую попал Марк Уэббер, к счастью избежав травм, но это была ещё одна гонка, в которой решения, принятые командами в непростой ситуации, непосредственно повлияли на итоговый результат.
Ключевую роль сыграли события, произошедшие после выезда машины безопасности из-за аварии Марка, но в субботу командам предстояло определиться со стратегией использования резины в квалификации и гонке. Большой разницы между составами на этот раз не было – у одних жесткий состав оказался достаточно быстр на втором круге, некоторые обнаружили, что и мягкая резина эффективна на втором круге, но показав хорошее время в первой части квалификации, некоторые команды сделали шаг назад в финале. Растущая температура асфальта негативно сказалась на результатах Renault, Mercedes и Force India, а Red Bull Racing и Williams смогли прибавить.
У Red Bull Racing есть любопытный режим работы двигателя, поддерживающий стабильное давление выхлопных газов, независимо от нажатия педали акселератора – это способствует эффективной работе «выдувного» диффузора и обеспечивает прибавку прижимной силы в тот момент, когда это особенно необходимо. Мотор не может работать в таком режиме дольше одного или двух кругов, чтобы не получить повреждений, но это приносит те самые доли секунды, на которые гонщики Red Bull опережают соперников в квалификации.
Авария Марка произошла на ранней стадии гонки, на девятом круге, что дало гонщикам, стартовавшим на мягкой резине – в том числе и всей первой десятке, возможность поставить жесткие шины до финиша. Для тех, кто стартовал на жестких шинах, как Михаэль Шумахер, выезд машины безопасности произошел не в оптимальный момент, заставив гонщиков заехать на пит-стоп раньше, чем требовало состояние резины.
Увидев аварию на мониторах, команды поняли, что выезд машины безопасности неизбежен. В этот момент всё зависело от положения гонщиков на трассе и возможности провести пит-стоп до появления машины безопасности. К сожалению для многих, она не смогла зафиксировать лидера гонки Себастьяна Феттеля, что повлияло на дальнейший ход событий.
Ехавший вторым Льюис Хэмилтон подъехал к линии машины безопасности одновременно с ней, обогнал, что противоречит правилам, и увидел перед собой свободную трассу, пока Safety Car сдерживал остальных – проехав круг, Льюис провёл пит-стоп, заменив повреждённый носовой обтекатель. В ещё более выгодную ситуацию попал Кобаяши. Стартовав с 18-й позиции на жесткой резине, он отказался от пит-стопа и на рестарте оказался позади Хэмилтона. После рестарта Льюис смог создать достаточный отрыв, чтобы не потерять позицию после отбытия штрафа с проездом по пит-лейн.
Первым в боксы свернул Кубица, потом Баттон и Баррикелло. Сутил тоже получил преимущество. Для Ferrari обстоятельства сложились неудачно – гонщики Скудерии были первыми, кого задержала машина безопасности, и проиграли тем, кто в это время совершал пит-стоп – им пришлось ехать медленный круг позади Safety Car.
Михаэль Шумахер тоже пострадал из-за положения машины безопасности. Он провёл пит-стоп, но на выезде с пит-лейн загорелся красный свет, хотя в Mercedes GP считают, что обслужили немца вовремя, а красный сигнал появился преждевременно. Михаэль стартовал на жесткой резине и должен был провести отрезок на мягкой. Кобаяши использовал SuperSoft только на последних кругах, смог атаковать и отыгрывать позиции, возможно, Шумахер сделал бы то же самое, проехав большую часть гонки на третьей позиции, а поскольку его машина быстрее, чем Sauber, то немец мог создать отрыв и потерять меньше, чем японец, на финальном пит-стопе.
Вероятно, именно такую стратегию планировал Михаэль, выбрав для старта жесткие шины, но выезд машины безопасности и тот факт, что Росберга уже обслужили, заставил команду рискнуть, и этот риск не окупился из-за красного света на выезде с пит-лейн. Михаэль потерял 16-ть позиций, и успех Кобаяши говорит о том, что в ином случае немец мог финишировать в первой шестёрке.
В Валенсии, впервые в этом сезоне, мы увидели, как гонщики стоят в очереди на пит-стоп, согласно новому регламенту машины безопасности. В этой ситуации Фелипе Масса и Витантонио Лиуцци потеряли не только пять или шесть секунд, но и множество позиций. Инженеры команд считают, что, возможно, очередей больше не будет, разве что под дождём, когда прохождение дополнительного круга на неподходящей резине приводит к ещё большей потере времени.
Ещё одна причина, по которой потеря позиций оказалась настолько серьёзной – характерная для Валенсии плотность гонщиков в пелотоне. После девяти или десяти кругов они не растянулись по трассе, а ехали плотной группой, поэтому любая заминка приводила к проигрышу».