Известный британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен попытался выяснить, в какой мере недавний экономический кризис отразился на заработках гонщиков…
Джеймс Аллен: «Не так давно ко мне обратилась редакция журнала Sport Illustrated с просьбой помочь найти кое-какую информацию для статьи о Формуле 1. В частности, их интересовали заработки гонщиков, и в какой мере на них отразился финансовый кризис последних двух лет.
Раньше меня эти вопросы не слишком интересовали, но я навел справки, поспрашивал знающих людей из мира Ф1, и полученная информация показалась мне весьма интересной. Она ни в к коем случае не является исчерпывающей и основана на оценках, сделанных агентами гонщиков, их менеджерами и представителями команд. Но определенное представление получить можно.
Как правило, доходы гонщика на 70% состоят из фиксированного гонорара, а на 30% – из бонусов, в зависимости от числа подиумов, побед и положения в чемпионате. Вероятно, единственным исключением является Red Bull, где гонорар составляет лишь 40%, а 60% приходится на призовые бонусы. Очевидно, это частично объясняет, почему, упустив победу, гонщики этой команды так сильно расстраиваются.
Если говорить о деньгах, то в этом вопросе, как и во всех других, команда пытается поставить Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера в равные условия: в виде гонораров они получают примерно по 3,5 млн. евро. Судя по результатам сезона, сумма вполне может удвоиться.
Уэббер одержал четыре победы и возглавляет личный зачет чемпионата, а Феттель выигрывал дважды, и уступает напарнику совсем немного. Однако, насколько мне известно, в случае с этими гонщиками вряд ли стоит переоценивать значение материального стимула. Думаю, оба страстно стремятся к победам в гонках и хотят завоевать титул, поскольку располагают в этом году исключительной машиной.
В конце прошлого сезона многие гонщики переходили из команды в команду, и их руководители приложили немало усилий, чтобы снизить уровень пилотских гонораров. Все это происходило на фоне глобального финансового кризиса и ухода из Формулы 1 богатых автоконцернов, таких как Toyota и BMW. Команды заключили Соглашение об ограничении ресурсов, которое не касается расходов на зарплаты гонщикам и маркетинг, но можно предположить, что доходы самых высокооплачиваемых пилотов они тоже собирались урезать.
Чтобы не быть обманутыми, агенты гонщиков обменивались информацией. Тем не менее, они и их клиенты были вынуждены согласиться на частичное сокращение гонораров, что производилось в рамках широкой программы по снижению расходов.
Льюису Хэмилтону повезло, поскольку он подписал пятилетний контракт на пике экономического цикла осенью 2007-го, сразу после своего сенсационного дебютного сезона. Кроме того, он заключил рекламные контракты с компаниями Bombardier Aerospace и Reebok, которые приносят ему около 3 млн. евро в год. Так что, можно сказать, Льюис оказался устойчив к воздействию кризисных явлений.
Разумеется, немало зарабатывает и Фернандо Алонсо: очень трудно оценить, сколько ему платит Ferrari, а сколько – банк Santander. Больше всего похожи на правду цифры, предложенные знающими людьми: нечто среднее между 12-ю и 15-ю млн. евро за сезон.
Фелипе Масса недавно продлил контракт со Скудерией еще на два сезона, начиная с 2011-го года. Его действующий контракт был подписан в 2007-м, и оценивается во впечатляющие 12 млн. евро. Не уверен, что ему удалось остаться на этом уровне: скорей всего, бразильцу пришлось согласиться с новой экономической реальностью, особенно, если учитывать уровень его нынешних результатов.
Дженсон Баттон перешел из Brawn GP в McLaren, будучи чемпионом мира, и причин тому несколько, включая спор вокруг обещанного ему чемпионского шасси BGP01. В Уокинге ему платят 8 млн. евро в год, и это прогресс по сравнению с предыдущим годом в Brawn GP, когда он получал 3 млн. Впрочем, во времена Honda доходы Дженсона были на уровне тех же самых 7-8-ми млн. в год.
Но самые высокие заработки остаются у Кими Райкконена, хотя он уже не выступает в Формуле 1. Его договоренности с Ferrari предполагали выплату отступных в размере 19-ти млн. евро, с условием, что эта сумма будет снижена, если он найдет другую работу.
В Citroen он получает порядка 10-ти млн. евро, так что Ferrari доплачивает еще 9 млн. Но в старые добрые времена Кими получал в Маранелло свыше 30 млн. Интересно, сколько времени пройдет, прежде чем зарплаты вернутся на этот уровень? Самый высокооплачиваемый футболист получает раза в три меньше.
Сведения о доходах Михаэля Шумахера получить трудно, но в Mercedes уверяют, что ему платят меньше, чем в годы его выступлений в Ferrari, где он зарабатывал около 25-ти млн. евро. Его присутствие в команде позволяет привлекать спонсоров, так что вряд ли нынешние доходы Михаэля меньше 10-ти млн.
В основном места в топ-командах уже заняты и на следующий сезон, поэтому вряд ли нас ждут какие-то крупные кадровые подвижки. Этот год был неурожайным на большие контракты».