Сегодня свой 48-й день рождения празднует бывший пилот Формулы 1 Бертран Гашо, известный прежде всего тем, что открыл дорогу в «королевские гонки» Михаэлю Шумахеру. Родившийся в Люксембурге и выступавший в чемпионате мира под флагами Бельгии и Франции гонщик летом 1991 года угодил в английскую тюрьму за стычку с лондонским таксистом, и его место в команде Jordan на Гран При Бельгии занял молодой немец – так началась в Ф1 карьера будущего семикратного чемпиона мира…
Гашо, называвший себя "гражданином Европы", дебютировал в Формуле 1 в 1989-м, проведя первые два сезона в составе команд-аутсайдеров – Onyx и Coloni. Возможность проявить свой талант представилась Бертрану только в 1991-м, когда он подписал контракт с Jordan. Несмотря на то, что это был дебютный сезон для Эдди Джордана в Ф1, машина у молодой британской команды получилась весьма неплохой – в первых десяти гонках Гашо трижды набирал очки, а на Гран При Венгрии записал в свой актив быстрейший круг. Но инцидент с лондонским таксистом, которому гонщик прыснул в лицо из газового баллончика, изменил жизнь пилота…
Проведя два месяца в тюрьме, Бертран потерял место в Jordan, но всё же сумел остаться в Формуле 1 на следующий год – правда, в сезоне-1992 ему пришлось пересесть за руль куда менее сильной машины команды Larrousse, на которой он лишь раз сумел попасть в призовую шестёрку. Завершилась карьера Гашо в Ф1 в команде Pacific, где он выступал также в роли совладельца. В её составе Бертран провёл два сезона, 1994-го и 1995 годов.
«В конце 1995 года я сказал себе: "Всё, достаточно", – вспоминает Гашо на страницах декабрьского номера F1 Racing. – Я был рад завершить свою карьеру в команде, которую сам помог создать. Конечно, я был разочарован тем фактом, что так и не стал чемпионом мира, но я провёл в Формуле 1 несколько замечательных лет, познакомившись с очень интересными людьми. Так что мне не о чем было сожалеть, это было прекрасное время.
После Ф1 я ещё два года выступал в японском первенстве Super GT, это помогло мне постепенно переключиться с гонок на бизнес. Вместо того чтобы прозябать в туринговых соревнованиях, я решил инвестировать свои деньги в несколько проектов. Одним из них была компания по производству энергетических напитков Hype, которая спонсировала команду Pacific. В 1998-м мне удалось стать её дистрибьютором на территории Франции, дела шли очень успешно, поэтому вскоре я приобрёл этот бренд и стал руководить всей компанией.
Постепенно мы развиваем бизнес, но это не просто – в этом сегменте доминирует Red Bull. Тем не менее, я благодарен им, поскольку именно они открыли рынок энергетических напитков. Однако моя цель – опередить их. Это звучит очень амбициозно, но кто ещё несколько лет назад мог предположить, что Apple обгонит Microsoft? На сегодняшний день дела у Hype идут очень хорошо, особенно на Ближнем Востоке.
В целом я счастлив. Я иногда посещаю Гран При, но не слежу за каждым этапом и совершенно не скучаю по гонкам. Сейчас у меня новая жизнь – жизнь после Формулы 1…»
Кстати, компания Hype по-прежнему инвестирует деньги в автоспорт – в 2010 году она была титульным спонсором гонщика серии NASCAR Nationwide Майкла Аннета.