В этом году Ярно Трулли, гонщик Team Lotus, будет вести свою колонку в итальянской газете Repubblica, рассказывая о событиях происходящих на Гран При. Он обещал информировать читателей обо всем, что видит на трассе из кокпита своего Lotus T128. Собственно, колонка так и называется – «Кокпит»…
Ярно Трулли о Ferrari и Red Bull
Принято считать, что раз гонщик всегда находится “ближе” к машине и к трассе, чем любой аналитик или эксперт в области Формулы 1, значит, он может давать более точные оценки происходящему. Тем не менее, в этом году накануне Гран При Австралии мне очень сложно определить расстановку сил.
Но то, что я видел из кокпита своего Lotus на трассах в Валенсии и особенно в Барселоне, свидетельствует об одном: Ferrari и Red Bull Racing опережают всех на целый шаг. Сразу за ними находится Mercedes GP: в этой команде два отличных гонщика, которые показали весьма убедительную скорость, особенно в два последних дня тестов.
Затем идет интересная компактная группа команд, претендующих на 4-е место. В эту группу входит McLaren, у которой, похоже, некоторые проблемы, Lotus Renault GP, Williams, Toro Rosso и Sauber, тоже неплохо смотревшаяся на тестах. И уже за ними следует наша Team Lotus в компании с Force India.
Мы добились огромного прогресса по сравнению с прошлым годом, благодаря сотрудничеству с Red Bull, поставляющей нам коробки передач и другие узлы и системы, которые находятся в задней части машины. Надеемся, мы продолжим прогрессировать и вскоре, возможно, уже к лету, догоним группу середняков, от которой пока отстаем.
И, наконец, есть Marussia Virgin и HRT, которые начинают сезон несколько неуверенно.
Тем не менее, все это лишь слова, которые мало чего стоят. А реальные ответы мы получим, когда выедем на трассу. И в этом году появились две новые переменные, на которые хочется обратить внимание, поскольку они повлияют на ход всего сезона: это управляемое заднее крыло и шины Pirelli.
Ярно Трулли об управляемом заднем крыле
Кто мог представить, что появится система, облегчающая гонщику обгон соперника? До последнего времени из-за особенностей аэродинамики даже медленную машину было крайне сложно опередить. Теперь предпринята попытка решить эту проблему: гонщик нажимает кнопку на руле, и специальный механизм поворачивает плоскость заднего крыла, снижая прижимную силу, благодаря чему скорость на прямом отрезке возрастает. Преследующая машина получает дополнительное ускорение, тогда как гонщик, которого атакуют, не может пользоваться крылом для защиты.
В теории это решение выглядит неплохо, но еще неизвестно, как оно покажет себя на практике. Во-первых, мы до сих пор не знаем всех деталей правил, регламентирующих его применение. Во-вторых, неясно, как подобное новшество скажется на динамике гонок.
Но должен сказать, что на руле появилась еще одна кнопка – в добавление к кнопке запуска KERS, поскольку большинство команд решили использовать эту систему. Это значит, что у гонщика прибавилось забот. Есть риск, что, проходя повороты и одновременно нажимая на многочисленные кнопки, мы будем терять больше времени, чем отыгрывать за счет технических новшеств.
Не случайно 90% гонщиков недовольны, потому что все это может негативно сказаться на безопасности. Чтобы обсудить проблему, мы пригласили Чарли Уайтинга, гоночного директора FIA, встретиться со всеми пилотами. Возможно, будет введен запрет на использование управляемого крыла в пятницу и субботу, и применять его разрешат только в ходе гонки. Посмотрим.
Ярно Трулли о шинах
Шины – главный вопрос нового сезона. Спустя много лет Pirelli вернулась в Формулу 1: возможно, шинники неплохо потрудились, но им пока не хватает опыта подобных разработок. Побеседовав с другими гонщиками, я отметил, что у всех серьезные проблемы с износом шин.
Уже через пять кругов резина во многом теряет эффективность. Если шасси очень хорошо сбалансировано, оно позволяет проехать кругов семь, но за этим следует резкое падение результатов. К концу отрезка из 14-ти кругов машина окончательно теряет скорость.
Поэтому мы и жалуемся: я кое-где читал, что именно гонщики попросили сделать шины, которые так быстро изнашиваются, но это неправда. Мы никогда об этом не просили, ведь главное для гонщика – это стабильность.
Только стабильное поведение машины позволяет правильно определиться с настройками. Если же шины ведут себя нестабильно, ты никогда не поймешь, что позитивно влияет на скорость, а что – наоборот.
Кроме того, высокий износ резины приведет к путанице в ходе гонок. Поскольку каждая машина будет по три раза заезжать на пит-стоп, в среднем это выльется в 72 пит-стопа в течение Гран При, и ситуация станет практически неуправляемой. На это должны обратить внимание и в FIA, и в Pirelli.
Никто не хочет, чтобы исход гонок зависел от случайностей. А в пит-стопах всегда есть элемент случайности, и на эти факторы сложно повлиять, так что, надеюсь, что ситуация как-то улучшится уже в ближайшее воскресенье.