Авторитетный британский журнал The Economist рассуждает о том, почему Берни Экклстоуну так нужна гонка в Бахрейне, ведь несмотря на продолжающиеся в этом ближневосточном государстве массовые волнения и растущее давление со стороны международной общественности, бахрейнский Гран При остается в календаре чемпионата мира.
Гонки в Бахрейне и на других новых рынках – важнейшая часть стратегии развития Формулы 1, избранной Экклстоуном. Первый Гран При в этой стране состоялся в 2004-м году, и его итоги превзошли все ожидания: гонка собрала рекордную телеаудиторию, в том числе и потому, что проходила в удобное для европейских зрителей время.
Прочность отношений между Формулой 1 и правящей бахрейнской монархией была проверена прошлогодними событиями. Изначально Экклстоун объявил, что отмена гонки принесет ему финансовые убытки, но затем выяснилось, что Бахрейн все равно заплатил $40 млн. за проведение Гран При, который не состоялся.
На традиционном европейском рынке, разумеется, никогда не возникало подобных проблем. Но Экклстоун недавно заявил, что «Европе приходит конец», поэтому он планирует расширять географию Формулы 1 за счет экспансии на рынки Ближнего Востока и Азии. В этом сезоне европейские автодромы, некогда доминировавшие в чемпионате мира, уже примут меньше половины гонок. Правительства Китая, Абу-Даби и Сингапура готовы платить за право принимать этапы чемпионата мира больше, чем классические европейские автодромы, которые находятся в частном владении. Объем средств, получаемых за право проведения гонок, уже превосходит доходы, которые Формуле 1 приносят телетрансляции.
Прорыв на развивающиеся рынки – стратегия любой крупной многонациональной корпорации. Однако пример Бахрейна говорит о том, что Формула 1 может сталкиваться с проблемами. Ирония судьбы заключается в том, что в 2003-м Бахрейн был признан самой стабильной и безопасной страной Ближнего Востока. Не исключено, что Гран При, которые в будущем могут проводиться на других азиатских или ближневосточных автодромах, поджидают аналогичные сложности.
«Относительно недавно был подписан контракт на проведение в 2014-м году первого Гран При России, однако и в этой стране в последнее время заметно усилились протестные настроения, – пишет The Economist. – Мистеру Экклстоуну крайне важно организовать прецедент, когда гонка состоялась бы даже в неблагоприятных политических условиях. Если он не отправит Формулу 1 в Бахрейн, вся его бизнес-стратегия может оказаться под угрозой».