Инженер Renault Sport F1 Дэвид Лэм объясняет, почему в Спа гоночные моторы испытывают особые нагрузки, с которыми не приходится сталкиваться на других трассах чемпионата.
Дэвид Лэм: «Сложнее всего моторам приходится в поворотах Eau Rouge и Raidillon. Перегрузки в самой нижней точке Eau Rouge – не такая большая проблема, поскольку вертикально действующие силы прижимают всё, что есть в машине, вниз, в том числе и все технические жидкости. Это гарантия того, что они покрывают масло- и топливоприемники в соответствующих резервуарах. Проблема возникает на перевале в Raidillon, где из-за действия центробежных сил машина становится легче, а у вас возникает чувство, что желудок выскочит изо рта. Здесь основная сложность в том, что вертикальные силы поднимают жидкости вверх, вызывая их отток от топливного насоса и системы смазки.
Это означает, что в какой-то момент топливо или масло перестанут поступать. Топливной системе, как правило, проще с этим справиться, поскольку давление восстанавливается быстро, но для системы смазки это проблема. В прошлом из-за этого возникали ситуации, когда появлялся риск отказа двигателя, ведь он не может долго работать без масла.
Чтобы представить, что происходит с системой смазки, можно привести такой пример. Гонщик преодолевает Raidillon уже на 7-й передаче, и поршни в двигателе в этот момент совершают более 250 перемещений в секунду. Машина взлетает на вершину холма, и в этот момент на нее действует центробежная сила, направленная вверх. Без масла двигатель сможет проработать полсекунды, максимум секунду – настолько критично добиться бесперебойного функционирования системы смазки.
В этот уик-энд надо точно представлять, что вас ждет, подбирая нужный уровень масла: чтобы избежать какого-либо риска, можно слегка перелить. Что-то похожее происходит в поворотах Maggotts и Becketts в Сильверстоуне, или в 8-м повороте в Турции, но мы имеем дело с боковыми перегрузками, когда топливо или масло смещаются в сторону. И только в Спа топливо поднимается вверх…»
На бельгийской трассе на 100% приходится выкладываться не только гонщикам, но двигатели также работают на пределе возможностей.
«От поворота La Sourse до Les Combes нагрузки колоссальные, – продолжает Лэм. – Вы очень долго едете на 7-й передаче, двигатель очень долго работает на максимальных оборотах, и, полагаю, это более сложная ситуация, чем на любой другой трассе, даже в Монце. Когда мы моделируем ее, проводя стендовые испытания, и слышим, как долго двигатель работает на высоких оборотах, то боимся, что он просто взорвется!
И такое происходит трижды по ходу круга, ведь на 7-й передаче машина проходит 40% бельгийского кольца. Так что Спа – это главное испытание для двигателя во второй половине сезона».