Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует стратегию команд во время гонки в Сингапуре…
Этап в Сингапуре – это «гонка обманутых ожиданий». Два выезда автомобиля безопасности, вместе со сходами Льюиса Хэмилтона и Пастора Мальдонадо лишили её концовку непредсказуемости. Впрочем, эти проблемы нисколько не обеспокоили одержавшего победу Себастьяна Феттеля, или Фернандо Алонсо, вновь увеличившего отрыв от большинства претендентов на титул.
Несмотря на не самый захватывающий финал Гран При, некоторые факторы и стратегические решения заслуживают более глубокого анализа.
Перед стартом
Одним из ключевых факторов стала большая, чем ожидалось, разница на круге между составами Soft и SuperSoft – на некоторых машинах в квалификации она достигала 1.6 секунды. В гонке многие команды столкнулись с тем, что Soft не слишком эффективен на дистанции – эти шины отлично справлялись с высокой температурой, но не обеспечивали должного сцепления на скользком асфальте.
Износ шин всегда был ключевым фактором в Сингапуре, особенно – задних, поэтому крайне важным был первый отрезок гонки. Все ждали серьёзного износа, и те, кому не удалось бы доехать до 13-14 круга на использованных в квалификации шинах SuperSoft, оказывались перед необходимостью провести три пит-стопа, а поскольку проезд пит-лейн в Сингапуре занимает долгие 29 секунд, все старались сократить число пит-стопов до двух, чтобы получить преимущество.
Учитывая эти факторы, на старте команды ориентировались на два пит-стопа, но следили за износом, чтобы при необходимости скорректировать стратегию. Стратеги многих команд подозревали, что в Red Bull Racing выбрали для Марка Уэббера три пит-стопа, чтобы собрать информацию о работе SuperSoft, и использовать её при разработке наиболее эффективного сценария гонки для Себастьяна Феттеля.
Перед стартом шины на машине Марка проехали на два круга больше, чем стартовый комплект Себастьяна, поэтому команда могла контролировать ситуацию. Правда, на машине Уэббера возникли признаки избыточной поворачиваемости, которая привела к более интенсивному износу задних шин, так что ему в любом случае пришлось бы останавливаться трижды.
Второй выезд машины безопасности испортил гонку
Во время гонки в Сингапуре автомобиль безопасности всегда выезжал на трассу, на этот раз это произошло дважды. В первый раз – во время второй волны пит-стопов – после аварии Нараина Картикеяна на 33-м круге гонщики шесть кругов ехали за машиной безопасности. Многие пилоты лидирующей группы воспользовались этим, чтобы сменить резину, хотя Алонсо и Мальдонадо немного потеряли, совершив пит-стоп пятью кругами раньше.
Второй выезд автомобиля безопасности – на 40-м круге, после того, как Михаэль Шумахер врезался в Жана-Эрика Верня – испортил гонку. Пилотам пришлось проехать ещё три круга с меньшей скоростью. В итоге их получилось девять, а продолжительность гонки из-за низкого темпа была сокращена до двухчасового лимита – с 61 до 59 кругов, так что в итоге число кругов с реальной борьбой снизилось на 18%, а это очень много.
В результате многие гонщики, которые могли столкнуться с серьёзными проблемами из-за износа шин на последних кругах, благополучно провели гонку с двумя пит-стопами, и мы не увидели повторения сценария, который так позитивно сказался на интриге последних кругов в Валенсии.
У Феттеля и Алонсо такие проблемы возникнуть могли. Феттель провёл первый пит-стоп уже на 10-м круге с явными признаками сильного износа, а Алонсо – кругом позже. В Red Bull Racing выбрали три пит-стопа для Уэббера и поступили бы так же с Феттелем, если бы пелотон не ехал девять кругов за автомобилем безопасности. У Ferrari возникли проблемы с перегревом задних шин, так что они тоже выиграли в этой ситуации.
На контрасте с ними, Дженсон Баттон смог сохранить резину на первом отрезке и провёл пит-стоп на 14-м круге. Он был быстр и на втором отрезке – машины McLaren в Сингапуре эффективно работали с резиной, вероятно, даже Хэмилтон мог бы проехать дистанцию с двумя пит-стопами, хотя из-за высокой скорости на первом отрезке шины у него изнашивались сильнее, и ему пришлось провести пит-стоп немного раньше, чем планировала команда – на 12-м круге.
Первый выезд автомобиля безопасности лишил Баттона преимущества, а второй позволил остальным провести гонку с двумя пит-стопами.
Force India – успех одного и неудачи другого
Второй год подряд Пол ди Реста добивается хорошего результата в Сингапуре, на этот раз он финишировал четвёртым – на лучшей позиции в карьере.
Пол благополучно проехал дистанцию с двумя пит-стопами. Он сменил шины на 12-м круге, а затем воспользовался выездом автомобиля безопасности, чтобы провести второй пит-стоп, потеряв лишь одну позицию – он пропустил Алонсо и ехал за ним до клетчатого флага.
Если бы автомобиль безопасности не выехал во второй раз, у ди Ресты могли возникнуть проблемы, но позади него не было соперников, имевших преимущество в скорости за счёт трёх пит-стопов – Росберг сдерживал большую группу пилотов перед вторым пит-стопом, что обеспечило Полу возможность вернуться на свободную трассу с комфортным отрывом.
Его напарник Нико Хюлкенберг выбрал три пит-стопа и ему помешал второй выезд автомобиля безопасности. Нико стартовал 11-м, на шинах Soft – он планировал проехать длинный первый отрезок, но на втором отрезке потерял время позади Райкконена и Шумахера. Второй выезд автомобиля безопасности не позволил ему использовать в своих интересах положение на трассе – он вновь заехал в боксы, проехал спринт из десяти кругов на новом комплекте SuperSoft, но потерял позиции из-за третьего пит-стопа на 50-м круге.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com