Сегодня команда Ferrari объявила о продлении контракта с Фелипе Массой до конца 2013 года. Авторитетный британский журналист Марк Хьюз прокомментировал это решение…
Марк Хьюз: «Во время гонки в Корее Фелипе Массу попросили не атаковать Фернандо Алонсо. Вероятно, его инженер Роб Смедли проявил всю свою сдержанность, чтобы не сказать: «Фелипе, Фернандо медленнее тебя» - в противоположность обидной реплике, сказанной им в Хоккенхайме в 2010-м. Бразильский пилот вернулся к былой форме, которую ему не удавалось демонстрировать в последние три года, после того, как он получил серьезные травмы в Венгрии в 2009-м.
В двух последних гонках Масса был таким же, как в 2007-2009 – быстрым, спокойным и безошибочным. С тех пор прошло много времени, но теперь все говорит о том, что он перевернул ту страницу, и к нему вновь вернулась уверенность. Решение продлить с ним контракт на восьмой сезон стало для команды более выгодным, чем искать другие варианты.
Пилот, который в 2008-м почти выиграл чемпионский титул, умел добиваться максимума от машины в квалификации и постоянно прибавлял в уверенности, что позволяло ему проводить эффектные обгоны, как в случае с Хэмилтоном по внешнему радиусу в борьбе за лидерство на первых секундах венгерской гонки в том году. Его стиль – позднее торможение с максимальным сохранением скорости в повороте даже на машине с недостаточной поворачиваемостью. Он не боролся с ней, а адаптировался. Фелипе был бойцом со стабильной скоростью – потрясающий пилот.
Затем произошел тот зловещий инцидент, когда пружина из другой машины попала ему в голову. Следующие три сезона оказались блеклыми. Хотя сразу после возвращения в Бахрейне в 2010-м он квалифицировался в первом ряду, в гонках ему не хватало стабильности, а скорость появлялась лишь эпизодически. После возвращения его ждал новый напарник – Фернандо Алонсо – новый талисман Ferrari, гонщик, способный повести за собой команду.
Сложно сказать, что больше повлияло на Массу – последствия травмы или психологическое поражение от Алонсо и изменившееся отношение со стороны команды, которое особенно явно проявилось в Хоккенхайме. Последствия даже небольших повреждений мозга непредсказуемы. Типичные симптомы – трудности с концентрацией и оценкой ситуации. Однако часто эти последствия проходят, а былые навыки можно восстановить. Новые части мозга научатся тому, что прежде делали другие, а поврежденные нейроны заменятся новыми. Возможно, у Фелипе этот процесс занял три года, поэтому ему потребовалось так много времени, чтобы вернуться к прежней форме.
С другой стороны, большое значение для скорости гонщика имеет его уверенность в собственных силах, даже если физически ничего не изменилось. После многообещающей второй половины сезона 2011 года, когда между этапами в Венгрии и Корее он четыре раза из шести опередил в квалификации Алонсо, начало чемпионата 2012 года оказалось катастрофичным. Низшей точкой стал этап в Малайзии, где после серии ошибок Масса финишировал пятнадцатым за рулем такой же машины, на которой Алонсо выиграл гонку.
Роб Смедли, работающий с Массой с 2006 года, говорит, что та гонка стала переломным моментом: «Мы много обсуждали и анализировали ту гонку. Детально разобрав все эпизоды, мы поняли, что причиной была серия ошибок, а не нехватка скорости. Мы должны были проработать эту гонку вновь и в следующие дни много времени провели на симуляторе. Над конкретной проблемой нужно работать две-три гонки, прежде чем действия будут доведены до автоматизма. Затем мы начинаем работать над другой слабостью и так далее. Полагаю, ему было тяжело понять и принять, что у него есть слабые стороны, а не просто думать, что к нему несправедливо относятся».
В Корее Фелипе заявил: «Если честно, я чувствую, что стал гораздо сильнее. Я всё делаю верно, пилотирую более автоматически, чем прежде, и сейчас доволен своей формой. Когда гонщик не получает удовольствия за рулем, пусть даже это лучшая работа в мире, он чувствует себя не лучшим образом. Сейчас ситуация изменилась. Я по-прежнему знаю, как ехать быстро и как работать с машиной». Осознание этого было одним из шагов к возвращению былой формы.
Однако не стоит думать, что он внезапно стал быстрее Алонсо. Особенности стиля Фернандо таковы, что в поворотах он перегружает внешнее переднее колесо, что приводит к быстрому износу резины, так это и было в Корее, тогда как естественный стиль Массы позволил продлить жизнь шинам. Но и до этого этапа Масса был недалеко позади. В Сузуке и в Корее у бразильца возникли проблемы в квалификации – в Японии он не смог прогреть передние шины до рабочей температуры, а в Йонаме в финале не смог собрать быстрый круг. Тем не менее, в двух прошедших гонках он был похож на прежнего Массу.
Еще слишком рано, пока никто не считает, что Масса сможет бросить вызов Алонсо в борьбе за лидерство в команде. Однако тот Фелипе Масса, которого мы видели в двух прошедших гонках, может легко оправдать свое присутствие в Ferrari. Основываясь на том, как вначале складывался его сезон, прежде, вероятно, мы не могли этого сказать».