Три сезона назад в Mercedes объявили о возвращении в чемпионат заводской команды и начале второй карьеры Михаэля Шумахера, поставив цель – бороться за титул в сезоне 2012 года. Реализовать её не удалось, Нико Росберг одержал для команды первую победу, но сезон в Mercedes провалили.
Mercedes AMG Petronas | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2011 | 19 | 4 | 165 | 3 | 4 |
2012 | 20 | 5 | 142 | 1 | 1 |
Нико Росберг | 20 | 9 | 93 | 1 | 1 |
Михаэль Шумахер | 20 | 13 | 49 | 2 | 3 |
Работа над новой W03 началась ещё в мае 2011 года, правда регламент несколько раз уточнялся, и команде пришлось вносить коррективы. Не добившись серьёзных успехов в первые два года выступлений заводской команды, её руководитель Росс Браун выбрал весьма необычный подход. Он не стал выстраивать привычную вертикаль в техническом штабе, а пригласил сразу нескольких бывших технических директоров других команд. Боб Белл, Альдо Коста, Джеф Уиллис, Джон Оуэн – громких имён было достаточно.
Команда не стала привозить новую машину на первую серию зимних тестов, чтобы больше времени провести в аэродинамической трубе, и работала в Хересе с прошлогодней W02. За несколько дней до презентации, прошедшей достаточно поздно – 21 февраля, в Mercedes арендовали автодром в Сильверстоуне, где и прошла первая обкатка W03, а во время официальной церемонии в Барселоне представители команды с оптимизмом говорили о выводах, сделанных после неудач 2011 года, и серьёзном потенциале новой машины.
На тестах машина действительно выглядела неплохо, а соперники обсуждали оригинальное техническое решение – DRS-воздуховод. В 2012-м регламент запрещал использование воздуховода, менявшего эффективность заднего антикрыла, когда гонщик закрывал отверстие в кокпите, но в Mercedes обошли этот запрет – воздуховодом управляла система DRS, что увеличило её эффективность.
Зимние тесты проходили при прохладной погоде, а когда Формула 1 приехала на первый этап сезона в Австралию, выяснилось, что не все ошибки прошлого года удалось исправить – машина вновь недостаточно эффективно работала с резиной. Шины не удавалось вывести в узкий диапазон рабочих температур, они быстро изнашивались, а в начале сезона 2012 года этот фактор был одним из ключевых.
В Австралии очков заработать не удалось, в Малайзии сложности повторились, но Шумахер всё же финишировал 10-м, а этап в Китае принёс Mercedes поул и победу. В тот уик-энд совпали все факторы, а температура воздуха и трассы оказалась именно такой, что проблем с шинами не возникло. В субботу Росберг уверенно выиграл квалификацию, в которой Шумахер показал третье время, но стартовал вторым после штрафа, наложенного на Хэмилтона. Весь первый ряд у Mercedes – казалось, команда близка к поставленной цели.
В воскресенье Росберг уверенно выиграл гонку, одержав долгожданную первую победу в своей карьере, десятую для шасси Mercedes, но первую с Гран При Италии 1955 года. Увы, этот этап оказался самым успешным для команды по ходу сезона. Михаэль тогда выбыл из борьбы из-за проблем с креплением колеса, так что команда получила только 25 очков за победу Росберга, но потом даже вдвоём гонщикам не удалось заработать больше.
Потом Росберг финишировал вторым в Монако, и после шести Гран При ситуация выглядела весьма необычно – 59 очков у Нико и лишь два у Михаэля. На долю Шумахера пришлись почти все проблемы, преследовавшие Mercedes в первой половине сезона, и многие тогда говорили, что не стоило команде отказываться от драгоценных трёх дней зимних тестов, ведь можно было добиться большей надёжности.
В Валенсии обошлось без поломок и сходов, Шумахер отлично провёл уик-энд, финишировав третьим, впервые поднявшись на подиум во второй части своей карьеры – этот результат стал лучшим для немца в этом сезоне, включавшем и невероятно неудачную серию из шести гонок подряд без очков на финише.
К началу летнего перерыва команда подошла на пятом месте в Кубке конструкторов. Поняв, что добиться большего почти невозможно, в Mercedes вновь решились на перемены, проведя модернизацию аэродинамической трубы для использования в ней моделей не 50%, а 60% масштаба. Трубу пришлось на время закрыть, команда потеряла несколько недель, а соперники за это время ушли вперёд, и в концовке сезона Mercedes пять гонок подряд покидала трассу, не заработав очков.
После летнего перерыва произошло ещё одно значимое событие – приглашенный на пост неисполнительного директора команды Ники Лауда договорился с Льюисом Хэмилтоном о переходе в Mercedes, и в сентябре команда сообщила, что британец заменит Михаэля Шумахера.
Оправдывая неудачи двух первых лет выступлений новой версии «Серебряных стрел» Росс Браун не раз говорил, что успех требует времени, что главное – постепенный рост результатов, и именно об этом он отчитывается перед Советом Директоров компании. Третий сезон оказался хуже второго, команде понадобилась новая программа, и Росс сделал ставку на скорость Хэмилтона.
Произошли перемены и в техническом штабе – Браун всё же вернулся к властной вертикали – разработавший W03 Джон Оуэн был назначен на пост технического директора, а отдел аэродинамики возглавил пришедший из Lotus Майк Эллиот. Дальнейшие должностные обязанности Косты и Уиллиса команда пока не комментирует.
Нет сомнений в том, что главную ставку команда сейчас делает на 2014-й, когда изменится регламент на двигатели. Работа над новым шасси начнётся уже весной, в Mercedes тестируют прототипы нового мотора на стенде, и у инженеров будет достаточно времени, чтобы оптимально интегрировать его в конструкцию шасси. В 2014-м статус заводской команды производителя моторов может стать очень серьёзным преимуществом.