Сезон 2012 года получился для Ferrari непростым, но команда завершила сезон на второй строчке в Кубке конструкторов, а Фернандо Алонсо до последней гонки сезона боролся за чемпионский титул.
Scuderia Ferrari |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2011 | 19 | 3 | 375 | 2 | 1 |
2012 | 20 | 2 | 400 | 1 | 1 |
Фернандо Алонсо | 20 | 2 | 278 | 1 | 1 |
Фелипе Масса | 20 | 7 | 122 | 3 | 2 |
Официальную презентацию новой F2012 пришлось отменить из-за сильного снегопада в Маранелло, так что новую машину журналисты увидели «живьём» только на зимних тестах, которые, к сожалению для Скудерии, прошли неудачно.
Машине серьёзно не хватало скорости, и в команде не скрывали разочарования – инженеры пытались исправить ситуацию, но порой решения, весьма эффективные в аэродинамической трубе, не оправдывали ожиданий на реальной трассе. После окончания тестов технический директор Скудерии Пэт Фрай честно признал, что в Мельбурне гонщики Ferrari вряд ли смогут бороться за подиум.
Пэт Фрай: «Подиум? Сейчас это вряд ли возможно. Я разочарован текущей ситуацией, и нам многое предстоит сделать, чтобы добиться большего от F2012. На прошлой неделе мы изменили геометрию выхлопной системы, но это стало шагом назад, и сейчас мы пытаемся найти оптимальное решение».
Если скорость машины оставляла желать большего – после окончания сезона Алонсо заявил, что на первых тестах машина уступала лидерам 2.5 секунды на круге, то в её надёжности сомнений не было. В Ferrari всегда делали акцент на этом факторе, и в 2012-м он стал одной из сильных сторон машин Скудерии.
На подиум в Мельбурне гонщикам Ferrari подняться действительно не удалось, но второй Гран При сезона Алонсо выиграл. Гонку в Малайзии даже остановили из-за дождя, погода нивелировала разницу в скорости машин, и в переменчивых условиях испанец оказался сильнее.
На сухой трассе F2012 по-прежнему серьёзно уступала соперникам, но в каждом Гран При Фернандо добивался максимально возможного результата, не опуская рук даже в борьбе за седьмую или девятую позицию.
Для Фелипе Массы первая половина сезона складывалась крайне неудачно – в десяти первых гонках бразилец лишь четыре раза заработал очки на финише, но смог переломить ситуацию и во вторых десяти гонках всегда финишировал в очках.
Команде очень помогли майские тесты в Муджелло. Несколько лет подряд инженеры Ferrari жаловались на недостаточную корреляцию данных, полученных в аэродинамической трубе, с результатами измерений на трассе. Если другим топ-командам удалось найти подход к работе в условиях запрета на тесты по ходу сезона – пользуясь аэродинамической трубой и симулятором, они готовили новые решения к каждому Гран При и стабильно прогрессировали, то Ferrari не хватало времени на свободных заездах, чтобы разобраться с перспективными решениями, если они не оказывались эффективными сразу.
Ещё в прошлом году в Ferrari лоббировали проведение тестов по ходу сезона, и в FIA с этим согласились, хотя не все команды поддерживали такую идею – их вполне устраивала отработанная схема с тестированием новинок по ходу уик-энда. По настоянию Ferrari, в 2012-м график тестов был скорректирован – общее число дней осталось прежним, но три из них команды отработали в начале мая в Муджелло – перед возвращением Формулы 1 в Европу после серии выездных Гран При.
Тесты позволили команде серьёзно прибавить – после них Алонсо стабильно поднимался на подиум, в Валенсии и Германии победил, а перед началом летнего перерыва лидировал в личном зачёте с преимуществом в сорок очков над занимавшим вторую строчку Марком Уэббером, и в 42 очка над Себастьяном Феттелем.
Если за несколько месяцев до этого многие списывали Ferrari со счетов, то перед началом решающей фазы сезона Алонсо называли главным претендентом на победу, считая, что испанец не упустит такого преимущества, учитывая его стабильность и умение добиваться максимального результата даже не на самой быстрой машине.
Фортуна переменчива. Преимущество, ещё недавно казавшееся большим, растаяло за пять гонок. В Спа Фернандо выбил Грожан, в Японии он сошел после инцидента с Райкконеном, а Феттель хоть и не заработал очков в Монце, потом выигрывал гонку за гонкой и после победы в Корее возглавил личный зачёт.
В Red Bull Racing добились серьёзного прогресса – машина была конкурентоспособна в квалификации и очень быстра в гонке, а в Ferrari не смогли соответствовать темпу доработки машины лидеров. Инженеры Скудерии привозили новинки на каждый Гран При, но часто от них приходилось отказываться уже после первой пятничной тренировки.
В Ferrari вновь заговорили о недостаточно точной работе аэродинамической трубы на базе в Маранелло, в конце сентября было решено её временно закрыть для повторной калибровки, а новинки тестировать в других местах, в частности – в техническом центре Toyota.
Всё это сказалось на результатах. С каждым Гран При Алонсо начинал гонку всё дальше от первого ряда и только благодаря блестящим стартам и отменной надёжности продолжал подниматься на подиум.
В Ferrari делали всё, чтобы помочь испанцу. Президент Лука ди Монтедземоло после каждой гонки ставил перед инженерами одну и ту же задачу – добиться большего в квалификации, но результаты не улучшались.
В Гран При США команде даже пришлось использовать весьма спорное решение, сорвав пломбу с исправной коробки передач на машине Фелипе Массы, квалифицировавшегося на две позиции выше Алонсо. В результате Фелипе потерял пять мест на старте, пропустив напарника вперёд и позволив ему стартовать с чистой стороны трассы.
В пяти последних Гран При сезона Алонсо финишировал только на втором и третьем месте, но этого оказалось недостаточно – он приехал на финальный бразильский этап, уступая Феттелю 13 очков, и финишировал вторым в гонке, но Себастьяну хватило и шестого места для итоговой победы.
Говоря о задачах на 2013-й, в Ferrari надеются решить возникшие в этом году проблемы и подготовить машину, которая позволит бороться за победу с первых Гран При. Команда сделала выводы и рассчитывает на прогресс, но Red Bull Racing и McLaren в концовке сезона были очень конкурентоспособны, и лишить их этого преимущества, учитывая минимальные перемены в регламенте, будет непросто.