Ник Фрай, исполнительный директор Mercedes AMG, затронув тему копирования технических решений в Формуле 1, пояснил, почему новые разработки практически невозможно запатентовать.
«В Формуле 1 действует своего рода джентльменское соглашение: команды не прибегают к судебному преследованию, если кто-то копирует чужие разработки», – цитирует Фрая немецкий Motorsport-Total.
Но джентльменское соглашение, как известно, не имеет юридической силы, поэтому теоретически команды могли бы патентовать новинки, официально оформляя их как изобретения, и тогда их нелегальное копирование было бы запрещено и преследовалось по закону.
Такой подход вряд ли приживется в Формуле 1, считает Фрай: «Если бы мы оформляли патент на какие-то новинки, это бы сразу привлекло внимание соперников – мы в этом не заинтересованы. Кроме того, процедура оформления патентов слишком растянута во времени.
В большинстве случаев новинки копируются уже через две-три гонки. Практически все нанимают специалистов, которые выполняют, по сути, шпионские функции: эти люди занимаются только тем, что следят за другими командами и пытаются понять, кто какие технологии применяет.
Но недостаточно просто воспроизвести ту или иную новинку. Многие компоненты машины можно легко скопировать, но если вы не понимаете, как они работают, все это будет бесполезно».
Единственным исключением можно считать разработанную Williams маховиковую систему KERS: изначально она предназначалась для Формулы 1, но сейчас ее маркетингом занимается отдельное подразделение, которое называется Williams Hybrid. Например, такие системы стоят на гоночных автомобилях Porsche 911 GT3 Hybrid.
«Решение, разработанное для Формулы 1, сейчас используется в других сферах, – пояснил Фрай. – Уверен, эта система запатентована. Но так происходит всегда, если какие-то разработки находят коммерческое использование за пределами Ф1».