Британский журналист Джо Савар полагает, что в некоторых новостях из мира Формулы 1, о которых писала пресса в последнее время, явно просматриваются определенные политические мотивы…
Джо Савар: «Мы все знаем, что Берни Экклстоун давний противник нового технического регламента на двигатели, отчасти потому, что они обойдутся командам очень дорого, отчасти потому, что все это часть большой политической игры.
Если же в регламент на двигатели будут внесены коррективы, это станет настоящей победой Экклстоуна в войне против FIA, согласитесь? Но дело в том, что президент федерации Жан Тодт не собирается идти на уступки. Он уже согласился перенести введение новых правил на год, потому что в свое время об этом вежливо попросила Ferrari, однако пошел на этот маневр только для того, чтобы уклониться от схватки. Тодт на посту президента FIA старается избегать конфликтов. И Экклстоуну это неинтересно, поскольку он всегда получал удовольствие от борьбы.
Отсрочка введения новых правил позволила всем производителям моторов осознать, что вступающий в силу в 2014-м году технический регламент – интересная и полезная затея, поскольку будет способствовать реализации других проектов, связанных с разработкой серийных автомобилей. Кроме того, все это может привлечь внимание и других автоконцернов.
Подконтрольная мистеру Экклстоуну пресса рьяно распространяла его недавние утверждения, что Формула 1 может потерять болельщиков, поскольку им не понравится звук новых двигателей. Я слышал смоделированный на компьютере звук наддувной V-образной “шестерки”, а также слышал, как работает один из таких моторов во время стендовых испытаний. Эти силовые агрегаты действительно звучат по-другому, не так, как привычные V8, однако не хуже, чем турбомоторы 80-х. Не помню, чтобы тогда болельщики перестали любить Формулу 1. На самом деле, все было наоборот.
В годы турбоэры Формула 1 добилась огромного прогресса, поскольку в чемпионат пришли автоконцерны, которым было интересно развивать турботехнологии, а ТВ стало намного лучше освещать гонки, благодаря тому, что Берни Экклстоун по-новому строил работу с телекомпаниями. И, разумеется, двигатели тогда были просто фантастические, особенно в квалификационной версии, ведь мотористам удавалось выжимать по одной лошадиной силе с каждого кубического сантиметра рабочего объема… Славные были времена!
Также мы слышим утверждения, что кто-то из производителей может уйти из чемпионата, если допустит просчеты в разработке новых турбомоторов. Допускаю, что такое может произойти, если просчет окажется действительно серьезным, однако все три поставщика двигателей, которые разрабатывают силовые агрегаты для 2014-го года, отлично умеют строить моторы для Формулы 1, и вероятность подобной ошибки крайне мала.
Зато могут появиться три-четыре новых производителя, если увидят результаты работы мотористов Ferrari, Mercedes и Renault, ведь это может избавить их от необходимости заниматься дорогостоящими исследованиями, на которые ушло несколько предыдущих лет. Не исключено, что повторится ситуация, которая наблюдалась в Формуле 1, когда в 90-х в чемпионат вернулись атмосферные моторы: тогда все последовали примеру Renault и начали строить V10.
В любом случае, невозможно представить, что Ferrari уйдет из спорта. Эта компания слишком тесно связана с Формулой 1, и эта зависимость взаимна. Если в 2014-м выяснится, что мотористы из Маранелло допустили какой-то просчет, Скудерия просто проведет неудачный сезон, чтобы попытаться отыграться в 2015-м. То же самое относится к Mercedes и Renault, поскольку оба концерна, такое впечатление, настроены надолго остаться в Формуле 1 (учитывая их многолетнее присутствие в чемпионате вне зависимости от изменений правил) и заинтересованы в развитии новых технологий, что предполагает новый технический регламент. Honda также определенно готовится к возвращению в Формулу 1, даже если это еще не подтверждено официально…
К чему тогда все эти переживания? Закрадываются подозрения, что господин Тодт занимает излишне жесткую позицию в вопросе о новом Договоре Согласия. Ему кажется, что FIA получает недостаточно денег, а Берни Экклстоун не хочет платить. Один из возможных маневров заключается в том, чтобы попытаться заставить Тодта внести изменения в технический регламент (что явно ударит по его репутации), или хотя бы вывести его из равновесия. Впрочем, наскоки сервильной прессы не произведут на него никакого эффекта – президент FIA разве что слегка улыбнется.
Также можно предположить, что подобные политические игры не способствуют скорому размещению акций Формулы 1 на бирже, ведь инвестиционный фонд CVC Capital Partners не сможет этого сделать, пока не будет подписан новый Договор Согласия. В этой ситуации, наверно, было бы логичнее продать свой пакет акций какому-нибудь американскому пенсионному фонду, после чего спокойно считать свои деньги вместо того, чтобы мечтать о золотых горах.
Безусловно, CVC руководят толковые люди, которым дела нет до спорта, но хватит ли им ума сообразить, что Формуле 1 меньше всего нужно, чтобы ее акции оказались на бирже? Ведь в биржевом бизнесе масса строгих правил и жесткие требования к “прозрачности”, а само это слово вызывает ужас у любого лихого предпринимателя».