Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Монако

Старт Гран При Монако 2012 года

Результаты нескольких предыдущих Гран При были во многом предопределены такими факторами, как тактика, хорошее планирование и умение реализовать принимаемые решения. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможной тактике команд в Гран При Монако, опираясь на опыт и знания Марка Гиллана, бывшего главного инженера Williams, а также информацию, полученную от стратегов ведущих команд.

Три раза подряд поул доставался Mercedes, но в день гонки команда явно уступала соперникам. Может быть, в Монако у нее появится шанс удержать лидерство и побороться за победу?

Если гонка пройдет лишь с одним или двумя пит-стопами, удастся ли Lotus и Ferrari переиграть остальных за счет тактики? Ведь Скудерия уже 12 лет не побеждала в Монако.

С тактической точки зрения нас ожидает очень сложный Гран При, поскольку есть риск застрять в трафике и потерять немало времени, к тому же на этой трассе существует высокая (80%) вероятность появления автомобиля безопасности, что может свести на нет усилия стратегов.

Хотя уникальность трассы в Монако состоит в том, что на узком уличном кольце практически нереально обгонять, в этом году в ходе Гран При можно попытаться поиграть в тактические игры.

Традиционно эта гонка проходила с одним пит-стопом, и такие команды, как Lotus и Ferrari, чьи машины позволяют беречь резину, могут попытаться пригласить своих гонщиков в боксы пораньше, и за счет этого попытаться выйти вперед, зная, что соперники не смогут преодолеть оставшуюся часть дистанции на единственном комплекте шин. Вопрос в том, насколько рано эти команды рискнут провести свои пит-стопы?

Вполне можно допустить, что по результатам квалификации поул и весь первый ряд вновь достанется Mercedes, и тогда Lotus и Ferrari попытаются сделать ставку на тактику. Очень интересно, что они предпримут.

Монако – уникальная уличная трасса, и поведение машин на ней нельзя сравнивать с тем, как они работают на стационарных автодромах. Здесь тесно, нет скоростных поворотов, есть два коротких прямых отрезка, а средние скорости самые низкие за весь сезон – порядка 160 км/час.

Трасса узкая, зажатая между барьерами, а это значит, что велика вероятность появления автомобиля безопасности, чтобы маршалы могли убрать обломки. Если сейфти-кар покинет боксы в неподходящий момент, это может в значительной степени сказаться на тактике.

Единственная точка, где возможны обгоны, это участок между выездом из туннеля и шиканой, однако гонщики должны проявлять осторожность, поскольку за пределами гоночной траектории в туннеле очень грязно, и машина может потерять сцепление с трассой, если на шины налипнет пыль. Кроме того, резина может получить повреждения – для шин Pirelli в этом году подобные вещи особенно характерны.

Характеристики трассы

Монте-Карло: 3,34 км. Дистанция гонки: 78 кругов = 260,52 км; 19 поворотов – эта трасса считается самой медленной в сезоне: средняя скорость здесь не превышает 160 км/час.

Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 295 км/час с активированной системой DRS и 285 км/час – без нее.

На полном газу гонщики проходят 45% круга (самый низкий показатель в сезоне), в режиме торможения – 12%. 13 зон торможения, износ тормозов – средний. По ходу круга гонщик 48 раз переключает передачи. Для прохождения дистанции требуется 120 кг топлива (очень мало); на одном круге машина расходует 1,55 кг топлива. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере в среднем 0,28 секунды на круге, что очень мало. Потеря времени на пит-стопе – 25 секунд.

Расстановка сил

Для успеха в Монако нужно, чтобы машина отличалась высокой прижимной силой даже на низких скоростях, а также хорошим сцеплением ведущих колес с трассой при разгонах на выходе из поворотов. На 3-м секторе трассы в Барселоне Mercedes были быстрее всех, а это обычно признак того, что машина должна показать неплохой темп и в Монте-Карло. Кроме того, гонщикам этой команды доставались поул-позиции в трех последних Гран При, но на дистанции Гран При W04 теряла темп, поскольку шины на ней перегревались.

В Монако эта проблема должна проявляться в меньшей степени, поскольку шины испытывают там не столь значительные нагрузки, так что у Mercedes есть шанс удержаться впереди и выиграть гонку.

В Монте-Карло требуется особая техника пилотирования, поскольку барьеры вплотную подходят к трассе, и здесь очень многое зависит от мастерства гонщика.

Все чемпионы мира, выступающие сейчас в Формуле 1, добивались успеха в Монако: Себастьяну Феттелю это удалось в 2011-м, но в разные годы там также побеждали Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. Кроме того, Марк Уэббер выигрывал эту гонку дважды.

Прогноз погоды

Похоже, что погода ожидается хорошая с температурами на уровне 20 градусов при небольшой вероятности дождя. Но в прибрежной зоне осадки могут начаться внезапно, и в день гонки угроза дождя сохраняется.

Шины и другие факторы

Pirelli привезет в Монако шины составов SuperSoft и Soft. Резина в Монако изнашивается не слишком интенсивно, поскольку поверхность асфальта гладкая, и нет поворотов, где шины бы испытывали высокие нагрузки.

Второй раз с начала сезона будет использоваться состав SuperSoft, который уже применялся в Мельбурне. Но у команд было немного возможностей тестировать эти шины. В Австралии они выдержали только 9 или 10 кругов, но в Монако должны продержаться дольше, поскольку круг здесь короче, а нагрузка на резину – меньше.

Тем не менее, чтобы тактика одного пит-стопа оказалась эффективной, гонщик должен преодолеть на одном комплекте Soft более 50 кругов. Исходя из того, что мы видели в Китае, где на резине этого состава можно было проехать лишь кругов шесть-семь, пилотам придется решать непростую задачу. В Pirelli признали, что допустили ошибку, применив излишне агрессивный подход к разработке конструкции шин образца 2013 года, и Монако станет последним этапом, где будут использоваться изначальная версия резины. Начиная с Монреаля, конструкция шин должна измениться, приблизившись к прошлогодней.

Для успешной реализации тактики одного пит-стопа гонщику, который в финале квалификации отработает на шинах SuperSoft, после старта Гран При надо будет продержаться на трассе хотя бы до 27 круга. Для большинства команд это явно много, поэтому они, скорее всего, будут вынуждены избрать вариант с двумя пит-стопами. Это дает Lotus отличные шансы: гонщики этой команды, возможно, не смогут пробиться в первый ряд по итогам квалификации, но зато они потенциально способны проехать дистанцию с одной остановкой в боксах. Вполне вероятно, гонка пройдет по тому же сценарию, что и в 2011-м году, когда мы стали свидетелями разных тактических схем: с одним, двумя и тремя пит-стопами.

Число и вероятное время пит-стопов

В прошлом году все гонщики, финишировавшие в первой десятке, избрали одинаковую тактику одного пит-стопа. Если говорить о первой тройке, то Марк Уэббер побывал в боксах на 29 круге, Нико Росберг – на 27-м, а Фернандо Алонсо – на 30-м.

Пит-лейн в Монако длинный, скорости там минимальные, поэтому для пит-стопа требуется довольно много времени – порядка 25-26 секунд. Это обстоятельство, а также риск увязнуть в трафике заставляет команды ограничиться минимально возможным числом пит-стопов.

Однако большой вопрос, как поведет себя резина обоих составов, ведь уже начиная с Канады, Pirelli собирается внести изменения в конструкцию шин, поэтому очень важно будет эффективно поработать на тренировках, чтобы поточнее определиться с тактикой.

Команды будут применять схемы, которые сочтут максимально эффективными для прохождения дистанции за минимально возможное время, и которые позволят избежать трафика. Учитывая разницу в скорости между Soft и SuperSoft, вполне вероятно, что в квалификации все постараются использовать более мягкие шины.

На первом круге гонщики середины пелотона и аутсайдеры теряют довольно много времени. Из-за всех этих узких поворотов возможно, что под конец круга они отстанут от лидера уже секунд на 20.

Вероятность появления автомобиля безопасности

Вероятность выезда на трассу автомобиля безопасности очень высока и достигает 80%. За последние 10 лет сейфти-кар в Монако появлялся 14 раз. И если это произойдет в некий удачный момент, то кто-то из гонщиков получит шанс на победу. Но если момент окажется неудачным, то с надеждами на победу придется расстаться, как это было в случае с Дженсоном Баттоном в 2011-м, попытавшемся реализовать тактику трех пит-стопов. План оказался чересчур рискованным, и осуществить его удачно не удалось из-за сейфти-кара.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё