Перед началом уик-энда в Монце британский эксперт Джеймс Аллен рассуждает о возможной стратегии в предстоящей гонке…
Во времена дозаправок инженеры разрабатывали отдельные топливные баки для Монцы – большего объёма, чтобы гонщики смогли проехать дистанцию с одним пит-стопом. Стратегия всегда была ключевым фактором итальянской гонки. В прошлом году Серхио Перес стартовал 12-м и финишировал вторым, благодаря старту на более жестком составе, длинному первому отрезку и обгонам на втором, используя преимущество в скорости более мягких шин. Этот сценарий отлично сработал, позволил ему подняться на подиум, а потом и подписать контракт с McLaren.
В этом году, учитывая ограничение скорости на пит-лейн до 80 км/ч, стратегия единственного пит-стопа станет ещё более вероятной, но важно точно понять – на каком составе лучше стартовать, и на каком круге провести этот пит-стоп.
Со средней скоростью более 250 км/ч Монца – самая скоростная трасса в календаре, это один из исторических автодромов, принимавший Гран При уже в первом сезоне 1950 года. Машины здесь настраиваются на низкий уровень прижимной силы и имеют уникальный аэродинамический обвес.
Это особая гонка, и команды не всегда тратят свои ресурсы на разработку уникальной аэродинамики, благодаря чему возможны сюрпризы – в некоторых небольших командах всё же могут на это решиться, чтобы хотя бы в одной гонке произвести впечатление.
Износ резины относительно невелик. Скоростных поворотов немного, конфигурация в основном состоит из длинных прямых, разорванных шиканами. В традиционном понимании здесь только три поворота – два Lesmo и Parabolica. При этом проблемы с резиной всё же возможны – из-за высокой скорости вращения колёс может возникнуть перегрев, да из-за атаки поребриков шинам придётся непросто.
В прошлом году в FIA решили разрешить две зоны DRS в Монце – на главной прямой и между Lesmo и Ascari. При этом командам нужно было так подобрать передаточные числа, чтобы при использовании DRS и увеличении скорости на 6-8 км/ч двигатель не упирался в ограничитель, установленный на 18000 оборотов в минуту.
Особенности трассы
Монца. 5793 метра. Дистанция гонки: 53 круга = 306.72 км. 11 поворотов. Средняя скорость – 247 км/ч. Исторический автодром в Королевском парке. Аэродинамика настраивается на низкий уровень прижимной силы. Максимальная скорость: 340 км/ч с DRS и 334 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проедут 74% круга (высокое значение).
Для всей дистанции требуется 135 кг топлива (среднее значение). Потребление топлива: 2.5 кг на круге (среднее значение). Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.35 секунды на круге (среднее\высокое значение). Шесть зон торможения занимают 11% круга, износ тормозов – высокий. Потеря времени на пит-стопе – 23 секунды (среднее\высокое значение).
Расстановка сил
Гран При Италии – двенадцатый этап чемпионата мира 2013 года. В этом году пока только Феттель, Росберг, Хэмилтон, Райкконен и Алонсо выигрывали гонки, а с поула стартовали только Хэмилтон, Феттель и Росберг.
У машин Red Bull Racing никогда не было преимущества в максимальной скорости на прямой, но в 2011-м Феттель одержал победу, благодаря оптимальным настройкам машины, позволяющим ему оставаться впереди на разгонах после шикан. Его победы в Бельгии и на ещё одной трассе, где нужна небольшая прижимная сила – в Канаде, говорят о том, что Феттель и Уэббер должны быть очень конкурентоспособны в этот уик-энд.
Алонсо и Феттель дважды побеждали в Монце, Хэмилтон – один раз.
Прогноз погоды
Долгосрочный прогноз обещает солнечный и жаркий уик-энд с температурой воздуха в районе 27-28 градусов.
Шины и другие факторы
Компания Pirelli привезёт в Монцу шины Medium (белая полоса) и Hard (оранжевая полоса) – это сочетание обновлённых составов использовалось в Бельгии.
На машинах, настроенных на небольшую прижимную силу, шины будут деформироваться при разгонах, что увеличит износ, но выбраны два самых жестких состава, так что, в целом, он будет небольшим. При этом командам нужно учесть возможный перегрев внутреннего плеча шины из-за высокой частоты вращения колеса, который может привести к пузырению.
В начале осени температура асфальта в Монце может серьёзно колебаться – он будет прогреваться под прямыми лучами солнца, но быстро остывать при появлении облачности – этот фактор тоже может повлиять на работу машин.
Число и вероятное время проведения пит-стопов
В прошлом году моделирование перед гонкой говорило о том, что стратегия одного пит-стопа быстрее стратегии двух на десять секунд, но на дистанции одним из факторов стал износ внутреннего плеча правой передней шины.
Если окажется, что гонщикам придётся остановиться дважды, то те, кто планировал такую стратегию заранее, рассчитав длину отрезков, получат преимущество над теми, кто будет вынужден второй раз свернуть в боксы из-за снижения эффективности шин.
Для первой десятки, стартующей на более мягком составе, важно доехать на стартовом комплекте до 20-24 круга, а затем перейти на более жесткий на втором отрезке. Те, кто стартует за пределами десятки, могут повторить прошлогоднюю стратегию Переса.
Пит-стоп в Монце после ограничения скорости на пит-лейн до 80 км/ч приведёт к потере более 23 секунд. Пит-лейн в Монце длинный, а соперники в этот момент выходят из последнего поворота на скорости 200 км/ч и разгоняются на прямой вдоль боксов до 300 км/ч.
Вероятность выезда автомобиля безопасности
Вероятность выезда автомобиля безопасности в Монце очень невелика – 43% или 0.4 выезда за гонку. Однако, совсем недавно, в 2007-2009-м автомобиль безопасности выезжал в трёх гонках подряд.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com