Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Италии…
Итальянская гонка получилась интересной, пусть не самой волнительной, но прекрасно иллюстрирующей причины того, почему сейчас Red Bull Racing имеет преимущество над Ferrari – не только в скорости машин, но и в подходе к гонкам.
Прошедшая гонка негативно сказалась на шансах двух претендентов на титул – Льюиса Хэмилтона и Кими Райкконена, которые сначала неудачно выступили в квалификации, а потом столкнулись с проблемами в гонке. Они оба были очень быстры в день гонки, но были вынуждены использовать иную стратегию, чем соперники, и не смогли отыграть то, что было потеряно.
Предгоночные ожидания
Перед гонкой стратеги команд считали, что разница между двумя составами будет невелика – Medium был лишь немного быстрее.
Все ждали одного пит-стопа для большей части команд, поскольку по результатам моделирования стратегия одного пит-стопа была на десять секунд быстрее, чем стратегия двух.
В Ferrari хотели быть умнее всех?
Главной темой для разговора по поводу стратегии в субботу стали действия Ferrari в квалификации, когда команда попыталась использовать поток разрежённого воздуха позади машины Фелипе Массы, чтобы обеспечить преимущество для Фернандо Алонсо на прямых и позволить ему отыграть несколько десятых. Все знают, что реализовать такой слипстрим крайне сложно, и на этот раз Ferrari сделать этого не удалось.
В этот уик-энд машины Ferrari были вторыми по скорости после Red Bull Racing. Если бы Алонсо полностью сконцентрировался на быстром круге, у него была возможность показать третье время и навязать борьбу Феттелю на старте. Вместо этого третьим квалифицировался Нико Хюлкенберг, а Фернандо закончил квалификацию пятым, позади Фелипе Массы. В гонке Фернандо смог отыграться и финишировал вторым, но у него был шанс закончить гонку перед Феттелем и отыграть, а не проиграть семь очков. В гонке действия Ferrari тоже помогли Red Bull – Масса и Алонсо провели пит-стопы позже соперников, в результате Фелипе уступил Уэбберу, а Алонсо ещё больше отстал от Феттеля.
У Ferrari были негативные воспоминания о прошлогодней гонке в Монце, когда на последнем отрезке они исчерпали ресурс резины, что стоило им потери позиций, поэтому в этом году они предпочли более длинный первый отрезок.
В Red Bull Racing выбрали более агрессивную стратегию – при преимуществе Феттеля в 11 секунд и четвёртом месте Марка в конце первого отрезка они обслужили обоих гонщиков на 23 круге, при этом пит-стопы заняли меньше трёх секунд. Уэбберу сменили шины даже на мгновение быстрее. Фантастическая работа – они вновь продемонстрировали уверенность в своих силах и желание атаковать. Масса в тот момент ехал впереди Марка, и в Ferrari просто не смогли позвать его в боксы до австралийца.
После пит-стопа Массы Уэббер оказался впереди. Опередив в квалификации напарника по команде и лучше стартовав – с четвёртого места на второе, Фелипе в итоге финишировал на той же позиции, с которой стартовал. Но пит-стоп был заключительным актом – Масса потерял позицию из-за того, что серьёзно сбросил скорость, чтобы пропустить Алонсо на восьмом круге, что позволило Уэбберу опередить его на пит-стопе. Потом на каждом круге Фелипе уступал Алонсо от двух до пяти десятых.
Алонсо смог опередить Уэббера великолепным манёвром в начале гонки, потом Масса отдал ему второе место, но догнать Феттеля Фернандо не смог, несмотря на то, что Себастьян провёл первый отрезок на повреждённой после ошибки на старте резине.
Когда Феттель сменил шины, а в Ferrari решили оставить Алонсо на трассе ещё на четыре круга, стратеги Red Bull Racing поняли, что в Скудерии выбрали более безопасный сценарий, чтобы хорошо провести концовку гонки. С этого момента, имея преимущество в десять секунд над Алонсо, Феттель мог среагировать на любые действия испанца. Ему не пришлось слишком атаковать, рискуя износом шин, как если бы Фернандо его прессинговал.
С точки зрения стратегии, гонка получилась интересной, даже при том, что в большинстве команд ограничились одним пит-стопом – резина не перегревалась, единственным сдерживающим фактором был её износ.
Хэмилтон и Райкконен упускают лидера
Результаты Хэмилтона и Райкконена стали следствием неудачной квалификации. Льюис допустил ошибку в начале второй сессии, а потом его заблокировал Адриан Сутил, а Райкконен не смог заставить резину работать. Оба гонщика стартовали на более жестком составе, пытаясь повторить стратегию, реализованную в прошлом году в Монце Серхио Пересом, который после старта с 12 места финишировал вторым.
При этом оба пилота были вынуждены провести гонку с двумя пит-стопами, потеряв на этом около 25 секунд и множество позиций. В случае Хэмилтона это произошло из-за прокола. Трасса не подходила машинам Mercedes, но гонщик Lotus мог побороться за подиум, если бы не нехватка скорости в квалификации, из-за которой он стартовал только 11-м. Старт в середине пелотона увеличивает степень риска из-за возможных аварий, что и произошло с Райкконеном, который после инцидента с Серхио Пересом потерял переднее антикрыло и был вынужден заехать в боксы для его замены на первом круге. Вернувшись на трассу, Кими проигрывал Феттелю 37 секунд, но на дистанции был так же быстр, как Себастьян.
При этом, Райкконен большую часть гонки провёл на шинах Medium, имеющих преимущество в скорости, причём один из комплектов был новым. Он атаковал от старта до финиша, а Феттель после пит-стопа Алонсо ехал в комфортном для себя темпе. В Lotus вновь лучше других контролировали износ шин. Райкконен проехал на Medium серию из 29 кругов, а Грожан – 33 круга на Hard. После прокола на 13-м круге Хэмилтон был быстр и смог опередить Райкконена. Если бы не прокол, он мог финишировать четвёртым или пятым.
Успех Хюлкенберга
В прошлом году Серхио Перес добился успеха в Монце за рулём Sauber, а через несколько недель подписал контракт с McLaren. В этом году Нико Хюлкенберг – один из кандидатов в Ferrari и Lotus – преподнёс сюрприз за рулём Sauber, квалифицировавшись третьим и финишировав пятым.
Молодого немца можно считать специалистом по Монце. Ещё в дебютном 2010-м он опередил напарника Рубенса Баррикелло в квалификации и в гонке, а в 2013-м смог противостоять прессингу со стороны Нико Росберга. Его успеху способствовало и изменение конструкции шин Pirelli – до этого его средней позицией в квалификации было двенадцатое место, а после – восьмое. В Sauber серьёзно выиграли от возвращения к конструкции шин 2012 года.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com