Накануне 15 этапа сезона британский журналист и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможных тактических решениях команд во время Гран При Японии.
В этом сезоне судьба титула может решиться уже в Японии, как это было в 2011 году. Если Себастьян Феттель выиграет гонку, а Фернандо Алонсо финиширует 9-м или ниже, то немец станет чемпионом. Чтобы гарантировать себе четвёртый титул, Феттель должен набрать лишь 49 очков в оставшихся пяти гонках, и это при условии, что Алонсо одержит победы во всех пяти. Но для этого Ferrari просто недостаточно быстра.
К Сузуке с её скоростями у гонщиков особое отношение, такое же, как к Спа, и особенно им нравится первый сектор, представляющий собой череду быстрых поворотов, которые можно преодолеть по единственной оптимальной траектории.
Тактика во многих случаях становилась решающим фактором, влиявшим на итоги гонки на японской трассе. На этот раз будет интересно посмотреть, сможет ли Lotus, чьи машины в Корее по скорости уступали только Red Bull, добиться эффективной работы шин Medium, которые позволяют ехать быстрее, чем Hard, чтобы построить на этом тактику, способную обеспечить преимущество на японской трассе. Большинству участников Гран При, если они хотят ограничиться двумя пит-стопами, придется проехать большую часть дистанции на более жёстких шинах.
Несмотря на наличие зоны DRS, обгонять на Сузуке непросто, хотя в шикане, которая находится после знаменитого поворота 130R, обгоны возможны.
Особенности трассы
Сузука. 5807 метров. Дистанция гонки: 53 круга = 307,471 км. 18 поворотов. Скоростная трасса, конфигурацией напоминающая восьмерку. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 324 км/ч с DRS и 312 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 70% дистанции (среднее значение, ближе к высокому). Для прохождения дистанции требуется 148 кг топлива (среднее/высокое значение). Потребление топлива: 2,73 кг на круге (среднее/высокое значение). Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0,385 секунды на круге (высокое значение).
В режиме торможения гонщики проходят 10% круга, число зон торможения – 9, износ тормозов – низкий. Общее время пит-стопа – в среднем 20,8 секунд.
Расстановка сил
В прошлом году Себастьян Феттель боролся за чемпионский титул с Фернандо Алонсо и перед Сузукой сократил отставание от испанца до 29 очков. В этом году он в четвертый раз станет чемпионом мира, если выиграет Гран При Японии, а Алонсо финиширует не выше 9-го места. У Феттеля отличный список достижений на этой трассе: за последние четыре года он четыре раза стартовал с поула и одержал три победы.
Если говорить о других гонщиках, то на счету Алонсо одна победа в Сузуке (но он побеждал и на Фудзи), один раз на вершину подиума (в 2011-м) поднимался Дженсон Баттон. Кими Райкконен одержал классическую победу в 2005-м, выйдя в лидеры на последнем круге. Льюис Хэмилтон побеждал в Японии в 2007-м.
Прогноз погоды
Сузука расположена недалеко от побережья, поэтому здесь велика вероятность внезапных дождей, иногда весьма интенсивных. Впрочем, в прошлом году гонка прошла в солнечную жаркую погоду. Прогноз на этот уик-энд обещает грозы в пятницу, которые в субботу и воскресенье должны уступить место теплой и ясной погоде при температурах до 27 градусов. Если будет жарко, можно ожидать более суровой деградации шин.
Шины и другие факторы
В Pirelli выбрали для Сузуки шины составов Medium и Hard. Чтобы не рисковать на трассе, где уровень нагрузок такой же, как в Сильверстоуне, итальянские шинники привезли в Японию самые жёсткие составы из всей гаммы.
В прошлом году Pirelli привезла на Сузуку шины Soft и Hard, которые спокойно позволили ограничиться двумя пит-стопами, чему способствовало появление на трассе автомобиля безопасности, происшедшее в начале гонки. То же самое можно ожидать и сейчас, поскольку жёсткая резина такая же, как в 2012-м, а состав Medium очень похож на прошлогодний Hard.
Основное внимание будет приковано к следующему: смогут ли некоторые команды проехать два отрезка на более быстрых шинах Medium и один на Hard, чтобы получить скоростное преимущество. Если они этого добьются, то такую тактику можно считать предпочтительной, потому что разница в скорости между составами будет примерно на уровне 0,6 – 0,8 секунды на круге.
На Сузуке шины испытывают серьезные нагрузки, начиная с самых первых поворотов, поэтому прогревать резину не так сложно,
Число и вероятное время пит-стопов
В прошлом году применительно к шинам Soft и Hard расчеты показывали, что тактика двух пит-стопов позволит проехать дистанцию на 10 секунд быстрее, чем с тремя. Большинство гонщиков ограничилось двумя пит-стопами, благодаря автомобилю безопасности, появившемуся на трассе после происшествия, случившегося на старте Гран При.
Стоит заметить, что в прошлом году Марк Уэббер доехал до финиша на жёстких шинах, которые ему поставили на 26 круге. Классическая же схема предполагает, что первый пит-стоп надо провести примерно на 16 – 17 круге, а второй – примерно на 36-37-м.
Но команды помнят, чего в прошлом году добились в Ferrari в случае с Фелипе Массой. Бразилец финишировал вторым, стартовав с 10-й позиции на мягких шинах. В его распоряжении было два комплекта Hard, и тактика сводилась к тому, чтобы на них проехать основную часть дистанции. Благодаря удачному старту, Фелипе оказался в ситуации, когда он смог бороться с Баттоном и Кобаяши за второе место, получив тактическое преимущество после того, как на первом отрезке смог оставаться на трассе на два круга дольше них.
Температурная деградация будет сдерживающим фактором, особенно это касается передних шин, и это тоже повлияет на выбор тактики. Команды постараются проводить пит-стопы, реагируя на начинающуюся деградацию. Как в Сингапуре и Корее, автомобиль безопасности может помочь командам, чьи машины не позволяют гонщикам бережно работать с резиной.
Сейфти-кар всегда будет на руку гонщикам, которые проводят на один пит-стоп меньше. Поскольку вероятность его появления довольно высока, есть смысл привнести в тактику определённую гибкость, чтобы в нужный момент быстро переключиться на схему с двумя пит-стопами.
Вероятность появления автомобиля безопасности
Шанс появления на трассе автомобиля безопасности весьма высок: 60%. Все происшествия в Сузуке происходят на больших скоростях, и часто приходится убирать обломки с трассы. Пять из шести последних гонок на Сузуке не обошлись без сейфти-каров, в том числе так было все четыре предыдущих года.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com