На страницах лондонской газеты The Daily Mail трёхкратный чемпион мира Джеки Стюарт поделился воспоминаниями о встречах с Айртоном Сенной, состоявшихся в 90-х, проходивших в разных ситуациях и при разных обстоятельствах. Всё началось со знаменитого интервью, в ходе которого Стюарт обвинил Сенну в излишне опасной манере борьбы на трассе…
Джеки Стюарт: «Я подготовился к тому интервью, и оказалось, что из всех чемпионов мира, начиная с 1950 года, Айртон Сенна стал участником максимального числа столкновений на трассах. Задать ему вопрос на эту тему мог только человек, вроде меня, который тоже выиграл три чемпионских титула, но Айртона это возмутило.
Я был абсолютно убеждён, что он намеренно вытолкнул Алена Проста с трассы во время Гран При Японии 1990 года, и это его больше всего обидело. На следующем этапе чемпионата, проходившем в Австралии, я ему это сказал, и он ответил: “Я не могу поверить, что такой человек, как вы, может говорить подобные вещи. Я больше никогда не стану с вами общаться…” И больше года он действительно со мной не разговаривал.
В те времена Формула 1 уже была весьма безопасной. Гонщики перестали понимать, что такое смерть, как не понимают и сейчас, потому что никогда с ней не сталкивались. Но когда я выступал в чемпионате, в какой-то сезон каждый месяц с апреля по июль мы хоронили одного из наших товарищей… Поэтому мы понимали, что идти на излишний риск просто нельзя. Но безопасность трасс постепенно повышалась, гонщики почувствовали свободу действий и начали делать то, что делал Сенна, который был участником многочисленных аварий, обходившихся без жертв.
Через год после того нашего интервью я прилетел на Гран При Австралии, и Сенна мне позвонил. Он был глубоко религиозным человеком и тогда сказал: “Послушайте, я звоню, чтобы извиниться, потому что сейчас я признаю, что намеренно вытолкнул Проста с трассы, и Бог не позволит мне жить с этой ложью. Сегодня вечером я собираюсь объявить об этом прессе, но хочу, чтобы вы узнали первым”.
У нас состоялся хороший разговор по телефону, а потом он спросил, могу ли я приехать к нему в гостиницу: он хотел заняться вопросами дальнейшего повышения безопасности Формулы 1 и собирался обсудить, как лучше проводить эту работу. Он знал, что у меня опыта больше, чем у кого бы то ни было, и я к нему приехал. Мы общались больше двух часов.
Я был просто потрясён и подумал, что всё это очень позитивные перемены. После той встречи в Аделаиде и до самой его гибели на Гран При Сан-Марино в 1994-м мы с ним регулярно разговаривали по телефону, два раза в неделю…
Его внезапно одолела тревога, он осознал, что тоже подвержен риску, и хотел этого избежать. Айртон становился опытным и мудрым человеком. Он знал, что за время моей карьеры я много занимался проблемами безопасности, и если ты чемпион мира, то к тебе приковано внимание прессы. Если такой чемпион, как Сенна, говорит, к нему прислушиваются, и он хотел принять участие в этой работе…
Думаю, за двадцать лет, прошедших после того трагического уик-энда в Имоле, Формула 1 изменилась. Это чувствуется, когда наблюдаешь за гонщиками на стартовом поле: в прежние времена атмосфера перед стартом Гран При была намного более напряжённой.
Судя по всем интервью, современные пилоты – вполне расслабленные парни, ведь они не знают, что такое – быть свидетелем серьёзных неприятностей. Но мне приходилось видеть вещи, которые никому не следует видеть, и я помню немало совершенно ужасных историй, которые невозможно забыть…
Как вы понимаете, мне приходилось бывать на многих похоронах. Я провожал в последний путь великого Хуана Мануэля Фанхио – это был очень важный момент в моей жизни. Я был и на похоронах Сенны. Многие задавались вопросом: “Почему здесь Джеки Стюарт, ведь Айртон говорил, что не хотел с ним больше общаться?” Но мы с ним это исправили…»