Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Монце…
Желая добиться максимально возможного результата, Red Bull Racing в Монце сделала ставку на Даниэля Риккардо, а не на четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля.
Немца использовали в роли пешки в стратегической игре, чтобы помочь Даниэлю сохранить шансы на титул? Этот вопрос звучал после гонки, и Феттель намекнул, что команда сейчас не слишком в него верит.
Многие результаты в Монце стали следствием стратегических решений, которые мы сегодня проанализируем.
Ожидания перед гонкой
Учитывая консервативный выбор двух самых жестких составов Medium и Hard, а так же длинную и медленную пит-лейн в Монце, стратегия одного пит-стопа была очевидной. В результате, гонщики лишились возможности рисковать, ведь в борьбе можно повредить шины, а заменить их без потери позиций невозможно.
Ещё одним фактором стал медленный прогрев состава Hard – после пит-стопа гонщикам нужно было иметь преимущество хотя бы в полторы секунды, чтобы избежать немедленного обгона.
Шесть пилотов пытались скопировать стратегию Серхио Переса, которую он реализовал в 2012-м, стартовав на более жесткой резине и получив возможность атаковать на более мягкой ближе к финишу. В этом году такой подход не сработал.
В Red Bull Racing делают ставку на Риккардо
Кроме ошибки Нико Росберга, которая помогла Льюису Хэмилтону выиграть гонку, ещё одной интересной темой для обсуждений стали действия Red Bull Racing.
Риккардо стартовал позади Феттеля, потерял семь позиций на старте, но на 47-м круге опередил напарника и в итоге финишировал пятым. Как ему это удалось, как команда использовала Феттеля, чтобы помочь Риккардо?
Когда на первом отрезке гонка стабилизировалась, Феттель оказался позади Кевина Магнуссена, имевшего преимущество в 10 км/ч в скорости на прямой. В Red Bull Racing чувствовали, что на круге Себастьян быстрее, и если бы удалось обогнать датчанина, Феттель остался бы впереди и мог побороться с Массой за место на подиуме в конце гонки.
Помня о том, что случилось с Алонсо, когда тот атаковал Магнуссена в Спа, в команде решили отыграть позицию за счёт агрессивной стратегии. Феттеля позвали в боксы уже на 18-м круге – на шесть кругов раньше, чем показывали расчёты для оптимальной, самой быстрой стратегии. Это сработало и позволило ему опередить Кевина.
Но в итоге Феттелю предстояло проехать 35 кругов на одном комплекте более жесткой резины. Это достаточно много, к тому же агрессивная стратегия подразумевала и активные действия гонщика в начале второго отрезка, чтобы отыграть позиции. В итоге, ближе к финишу резина у Феттеля была изношена, и Риккардо смог его опередить.
Однако, у команды была и другая причина рано позвать Себастьяна в боксы, сработавшая в пользу Риккардо. Даниэль провёл длинный первый отрезок, он ехал на свободной трассе и отлично контролировал состояние шин – это одна из сильных сторон австралийца.
Когда Феттель рано поехал в боксы, то и те, кто боролся с ним на трассе, тоже сменили резину раньше, чем рассчитывали изначально. Перес, к примеру – на 19 круге, Райкконен – на 20-м, Алонсо и Магнуссен – на 21-м, Баттон – на 22-м, хотя в идеале пит-стоп нужно было провести на 24-м. Другими словами, это вынудило их отказаться от оптимальной стратегии.
Риккардо сменили резину на 26-м круге, на втором отрезке гонки шины были в лучшем состоянии, и он смог опередить всех этих гонщиков, включая напарника. Блестящая работа. Стратеги других команд сказали мне, что на месте Red Bull поступили бы так же.
Да, в команде знали, что ранний пит-стоп – это лучшая возможность опередить Магнуссена, но это же позволило Риккардо финишировать 5-м, хотя он стартовал только девятым и в Red Bull Racing думали, как минимизировать потери. В итоге, он не так много уступил в личном зачёте гонщикам Mercedes перед этапами на трассах, больше подходящих RB10, вроде Сингапура.
Гибридные технологии помогают обгонять
Ещё одним любопытным аспектом выступления Даниэля Риккардо были обгоны, которые он совершал без помощи DRS. Обгон Переса и Феттеля во второй шикане стал хорошим примером использования гибридных технологий при атаке и обороне позиции. Этот фактор в последнее время используется всё более активно, хотя для телезрителей это не всегда очевидно.
Гонщик может выбирать, когда тратить энергию, запасённую системой рекуперации. В первом повороте Монцы, к примеру, обороняющийся не может задействовать DRS для защиты позиции, поэтому тратит запасённую энергию. Его батарея теряет заряд, и атакующий, в свою очередь, использует заряд своей батареи, чтобы добиться лучшего разгона на выходе из второй шиканы.
Грамотные гонщики и команды распределяют использование энергии на круге несколько иначе, чем соперники. Этот фактор появился в Формуле 1 только в этом году, он не был актуальным в те дни, когда использовались моторы V8 и DRS. Мы не раз это видели, но гонка в Монце стала ярким примером.
Подробно мы рассмотрим эту технику в будущем, но болельщики, получившие наслаждение от борьбы в Монце, в частности – от обгонов Риккардо и Боттаса, должны знать, что большая их часть стала следствием умелого использования систем рекуперации.