После аварии Жюля Бьянки в Гран При Японии начались дискуссии о том, правильно ли действовала дирекция гонки? Не стоило ли выпустить автомобиль безопасности сразу после вылета Адриана Сутила? Авторитетный британский журналист Джеймс Аллен рассуждает о том, нужно ли менять правила.
Джеймс Аллен: «После драматичного инцидента с Жюлем Бьянки в Сузуке возникли вопросы о роли автомобиля безопасности в современной Формуле 1. Мнения разделились. Кто-то считает, что из-за ухудшения погодных условий автомобиль безопасности нужно было выпускать на трассу на 43-м круге, когда маршалы эвакуировали разбитую машину Адриана Сутила. Некоторые уверены, что сам по себе факт нахождения в зоне вылета тяжелого трактора должен автоматически приводить к выезду автомобиля безопасности.
Проблема с режимом желтых флагов состоит в том, что нигде не сказано, до какой скорости гонщик должен замедлиться в зоне их действия. Инженеры Формулы 1 рассказывают, что на практике пилоты на долю секунды отпускают педаль газа, а затем разгоняются вновь. Во время нахождения автомобиля безопасности, гонщики должны ехать с заданной скоростью, которая определяется в начале уик-энда.
Как и в случае любой аварии, в FIA начали расследование инцидента. Было много аргументов в пользу того, чтобы выпустить в тот момент на трассу автомобиль безопасности: погодные условия ухудшались, снизилась видимость, а некоторые гонщики, например Бьянки и Сутил, на промежуточных шинах проехали более 20 кругов, они были сильно изношены. Инженеры говорят, что в подобных условиях, когда идет дождь, изношенные промежуточные шины очень быстро, на каждом круге, теряют температуру, а затем уровень сцепления резко падает. Вдобавок, маршалы работали в зоне вылета на очень мокром участке трассы.
В наши дни дирекция гонки обладает очень сложным оборудованием для отслеживания любой ситуации на трассе: это радиосвязь с маршалами в каждом повороте, служебные и телевизионные камеры, сложное программное обеспечение, анализирующее информацию с датчиков GPS, и так далее. Дирекция гонки контролирует сигнальную систему, которая выводит на руль и на табло на трассе информацию о желтых флагах. Кроме того, есть маршалы с флагами. В сумерках было сложно не заметить эту световую индикацию. В данном случае обычные флаги – уже вторичны.
В этом сезоне мы видели несколько спорных эпизодов. Например, в Хоккенхайме автомобиль безопасности не появился на трассе после того, как машина Адриана Сутила заблокировала прямую напротив пит-лейн. А в Сингапуре, как считается, автомобиль безопасности очень долго оставался на трассе, пока маршалы убирали с трассы обломки машины Серхио Переса.
Так следует ли пересмотреть правила нахождения на трассе автомобиля безопасности после произошедшего в Сузуке? Чемпион мира 1997 года Жак Вильнев считает, что да.
«Правила, регламентирующие работу автомобиля безопасности, должны быть изменены, – считает Вильнев. – Когда я выступал в гонках и попадал в аварии, то каждый раз было тревожно, не врежется ли в меня ещё кто-нибудь. Ведь даже если на трассе жёлтые флаги, даже если гонщики сбрасывают скорость, всё равно может что-то произойти, например, прокол или поломка подвески. Произошла авария – на трассе появился автомобиль безопасности. Все просто, так и должно быть. В американских гонках всегда так было».
Бывший гонщик Формулы 1, а ныне телекомментатор Мартин Брандл попал в похожую аварию в Сузуке в 1994-м. Тогда он чудом не врезался в эвакуатор, но сбил одного из маршалов.
«Я едва не потерял жизнь, но мне удалось избежать столкновения с трактором, хотя я сбил маршала, – говорит Мартин Брандл. – Тракторы слишком высокие, а гонщик находится в машине слишком низко. Я уже много лет говорю об этом. Если вы вылетаете в этом повороте, то врезаетесь в барьер. У гонщика просто нет возможности изменить ситуацию, поскольку в этом месте очень высокая скорость.
После изучения любительской видеозаписи аварии Бьянки стало понятно, что если бы траектория машины проходила на пять метров левее, он сбил бы маршала, после чего залетел бы под трактор. Однако даже если бы там не было трактора, авария все равно могла бы быть очень серьезной, поскольку удар о барьер из шин произошел бы на очень высокой скорости.
Трудно исключить все риски, но вопрос состоит в том, в каком направлении Формула 1 должна работать, чтобы снизить вероятность подобных аварий? Очевидно, что акцент должен быть смещен в сторону уточнения правил желтых флагов. В Формуле 1 должны отреагировать на произошедшее, но важно избежать чрезмерной реакции.
Если будут приняты изменения, за которые ратует Жак Вильнев, Формула 1 станет совсем другой, поскольку автомобиль безопасности будет появляться на трассе чаще. Это приведет к сокращению отрывов в пелотоне, что может помочь, когда одна из команд обладает доминирующим преимуществом. Гонки станут более непредсказуемыми, особенно если автомобиль безопасности появится на трассе в неудобный момент для лидера, когда его соперник только что совершил пит-стоп.
Обычно четыре или пять машин не добираются до финиша, хотя в конце эпохи моторов V8 из-за возросшей надежности число сошедших было меньше. По мере развития гибридных силовых установок, в ближайшие годы надежность вернется на прежний уровень. Иногда, после обнаружения технической проблемы, пилоты возвращаются в боксы, а не останавливаются на трассе. На некоторых современных трассах настолько большие зоны безопасности, что кажется бессмысленным выпускать автомобиль безопасности после каждого вылета, ведь маршалы работают вдалеке от траектории. Кроме того, придется пересмотреть новое правило рестартов с места после ухода с трассы автомобиля безопасности и увеличить временной лимит гонки.
С точки зрения влияния на ход гонки, появление в середине дистанции автомобиля безопасности всегда осложняет работу стратегам команд, ведь нужно очень быстро принять решение – останавливаться в боксах или остаться на трассе. Конечно, бывают случаи, что пилот на стратегии одного пит-стопа и еще не останавливался, тогда нет проблемы выбора, но в наши дни таких гонок не так много.
Если исключить сложные погодные условия, то обычно сейчас автомобиль безопасности появляется на трассе в районе «окна пит-стопов», поскольку до и сразу после остановок в боксах пилоты атакуют в полную силу. Учитывая разницу в эффективности резины у машин на трассе, это приводит к столкновениям. Хороший пример – появление автомобиля безопасности в Сингапуре из-за аварии Серхио Переса».