Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Сочи…
Выступление на новой трассе – это всегда непростое испытание для команд. Благодаря технологиям моделирования, многие расчёты можно сделать заранее, но не в этот раз. Гонка в Сочи стала одной из самых уникальных за последние годы. Когда выяснилось, что выбранные Pirelli составы резины – слишком жесткие для трассы, все разработанные варианты стратегии оказались неэффективными. Командам пришлось импровизировать, чтобы найти лучший способ максимально быстро проехать дистанцию.
Ожидания перед стартом
На Сочи Автодроме команды ждало несколько сюрпризов. Первый – характеристики асфальта, имевшего очень низкую абразивность и довольно скользкого в пятницу, но в воскресенье обеспечившего отличное сцепление. В итоге, машины ехали быстрее, чем планировалось, и сжигали больше топлива, что для многих стало проблемой.
В большинстве команд были уверены в появлении автомобиля безопасности, учитывая близость барьеров и осторожность FIA после инцидента в Сузуке. Но автомобиль безопасности не появился на трассе, что ещё больше осложнило проблему с топливом – у команд не было возможности проехать несколько кругов в экономичном режиме.
Кроме того, шины выдержали гораздо большую дистанцию, чем можно было ожидать. В Pirelli рассчитывали на более серьёзный износ, а потеря темпа не превышала 0.05 секунды с круга, чего в Формуле 1 не случалось со времён Bridgestone. Составы Medium и Soft оказались слишком жесткими, а Нико Росбергу удалось проехать всю дистанцию, кроме одного круга, на одном комплекте. В одной из команд в пятницу говорили, что в Сочи один комплект способен выдержать до 80-ти кругов!
Другим сюрпризом стал въезд на пит-лейн. Он и на схеме трассы выглядел узким, а на трассе оказался чрезвычайно тесным. По соображениям безопасности скорость на пит-лейн ограничили до 60 км/ч. В итоге, продолжительность пит-стопа увеличилась до 29 секунд, что существенно больше, чем ожидалось – наряду с Мельбурном и Сингапуром это один из самых медленных пит-стопов в сезоне. Все эти факторы в сумме привели к тому, что очевидной стратегией была одна смена шин на дистанции.
Ошибка Росберга
Льюис Хэмилтон легко выиграл гонку после того, как его напарник Нико Росберг повредил шины в первом повороте, серьёзно заблокировав их на торможении. В конце первого круга Нико пришлось сменить резину, и в Mercedes решили рискнуть, отказавшись от пит-стопов до конца дистанции.
Эта стратегия несколько раз обсуждалась по радио по ходу гонки, в районе 40-го круга даже возникли сомнения в том, что её удастся реализовать, когда резина начала терять эффективность из-за перегрева задних шин, но скоро ситуация нормализовалась. Нико ехал в хорошем темпе и прорывался через пелотон. Соперники надеялись атаковать Росберга на последних кругах, но Нико поднялся на вторую позицию и уверенно реализовал задумку команды.
На 31-м круге произошел один из решающих моментов гонки, когда Росберг опередил Боттаса, использовавшего шины Medium, проехавшие на 25 кругов меньше – в эпоху Pirelli такое редко увидишь. Валттери не слишком сопротивлялся, рассчитывая, что Нико придётся ещё раз посетить боксы – команда была в этом уверена, инженер сообщил Боттасу, что в конце гонки он отыграется.
Работа шин Medium
В первой половине гонки Soft имел преимущество примерно в секунду на круге по сравнению с Medium, поэтому гонщики не спешили переходить на более жесткий состав. Но с очень большим отрезком на Soft был связан определённый риск, что видно на примере Боттаса.
Боттас потерял много времени до и после пит-стопа. Он проехал явно несколько лишних кругов на Soft в конце первого отрезка. Когда в команде решили сменить резину, его шины потеряли эффективность. В тот момент казалось, что Medium лучше сработают только во второй половине гонки, с меньшим количеством топлива – примерно 26 или 27 кругов, но когда у Росберга шины после небольших сложностей заработали вновь, стало понятно, что это ошибочный подход.
Боттас потерял около трёх секунд перед заездом в боксы, а потом ещё больше в попытках прогреть резину. Более точно оценить потери можно по графику гонки. После старта Боттас почти не уступал Хэмилтону в скорости, но на отрезке от 16 до 28 круга он только один круг проехал быстрее 1:43, а Хэмилтон – все эти круги.
Мог ли Валттери опередить Росберга в борьбе за второе место? На 22-м круге он выигрывал 36 секунд, что позволяло провести пит-стоп без потери позиции. Если бы он сменил резину на том круге, то у него мог появиться шанс. Вероятно, ему не стоило просто пропускать Росберга, в надежде отыграться позже, но в Mercedes вновь лучше разобрались с резиной.
В Williams признали – они не ожидали, что Росберг сможет финишировать на этом комплекте, и их нельзя в этом обвинять. Всякое бывает, особенно когда трасса и шины преподносят сюрприз.
Фактор стратегии в борьбе гонщиков Red Bull
Борьба напарников по Red Bull Racing получилась любопытной, поскольку на первом отрезке Даниэль Риккардо застрял позади Себастьяна Феттеля, который не собирался его пропускать, хотя сейчас только у австралийца остались математические шансы навязать борьбу гонщикам Mercedes в сражении за титул.
У Риккардо возникли проблемы с пузырением шин – он был не единственным, кто от этого пострадал, но у Red Bull Racing такие сложности возникли впервые. Ему пришлось заехать в боксы уже на 11-м круге, где он получил комплект Medium до конца дистанции.
Феттель знал об этом, для него не было смысла останавливаться раньше – он надеялся опередить Даниэля в конце гонки на более свежей резине. Однако после пит-стопа на 30-м круге ему не хватило скорости, чтобы отыграть восемь секунд отставания – для этого нужно было проезжать каждый круг на полсекунды быстрее, а сделать этого не удавалось. Даниэль вновь продемонстрировал своё мастерство в работе с резиной.
В Сочи машины Red Bull Racing были менее эффективны в поворотах, чем обычно, а нехватка скорости на прямых была предсказуема. Неудачный уик-энд для команды.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com