Шлемы Формулы 1

Сегодня ни один гонщик-любитель не сядет за руль без шлема, но эта мера безопасности не всегда была обязательной даже для профессионалов. На заре автоспорта гонщики носили удобные, но бесполезные матерчатые кепки, которые не позволяли волосам попадать в глаза – не более, хотя травмы головы и шеи, и тогда, и сейчас – самые опасные в гонках.

Первые твердые шлемы появились в двадцатых годах прошлого века, а уже в тридцатых отдельные энтузиасты опробовали радиосвязь, но не между командой и боксами, как сегодня – в США гонщики часто комментировали события в прямом эфире местной радиостанции. Телевидения ещё не было, и радио позволяло держать болельщиков в курсе событий.

Шлем Альберто Аскари

Знаменитый шлем для чемпиона мира 1952 и 1953 года Альберто Аскари сделал Герберт Джонсон, известный лондонский шляпник – слой мягкой резины на кожаной подложке, матерчатые контуры для защиты ушей и кожаный ремешок – всего 667 грамм. Авиационные очки, надетые поверх шлема и использовавшиеся прежде в американских ВВС, разработала компания Polaroid.

В Европе шлемы оставались дополнительным, не обязательным элементом до начала 60-х, но даже тогда они предохраняли лишь от дождя и мелких камней. В середине шестидесятых индивидуальная раскраска вошла в традицию, но безопасность оставляла желать лучшего. Международная спортивная комиссия пыталась их стандартизировать, но у открытых шлемов, не обеспечивающих должной защиты головы, были очевидные ограничения – в 1960-м гонщик Lotus Алан Стейси погиб в Спа, потеряв управление машиной после того, как на дистанции ему в лицо попала птица.

Крис Эймон. 1968

Первые серийные закрытые шлемы разработала компания Bell Star, Дэн Герни использовал такую конструкцию в «500 милях Индианаполиса» 1968 года, а уже в начале семидесятых шлем Bell Star можно было купить в лондонском торговом центре Leston за 28 фунтов.

Как и в авиации, каждая дополнительная мера безопасности в автоспорте часто становилась следствием серьёзного инцидента. Рекомендации к использованию небьющихся материалов для изготовления визора появились после того, как во время Гран При Франции 1972 года небольшой камень пробил шлем Хельмута Марко, ослепив гонщика на один глаз.

Шлем Эмерсона Фиттипальди. 1973 год

Конструкция типичного шлема тех лет весила больше двух килограмм и была выполнена из закреплённого эпоксидной смолой стекловолокна со смягчающими вкладками из пенопласта и визором из прозрачного материала Лексан. Такой шлем уже позволял избежать последствий внешних факторов, но практически не защищал голову при авариях.

Только в 1977-м было объявлено о необходимости обязательной омологации шлемов, требования несколько раз менялись, пока в 2004-м не был введён строгий стандарт FIA 8860, разработанный британскими экспертами.

Шлем Алана Джонса. 1980 год

Увы, от первой публикации стандарта после гибели Айртона Сенны в Имоле'94, до его реализации, прошло почти десять лет – инженеры считали, что воплотить его требования невозможно. Первыми шлем, соответствующий требованиям сертификата 8860-2004 разработали специалисты компании Bell.

Схема процедуры тестирования шлема из стандарта FIA

Проверка конструкции на соответствие стандарту 8860-2004 состоит из десяти тестов и проводится лишь в трёх сертифицированных центрах. Изготовитель предоставляет шесть шлемов, которые отправляются на различные тесты – шлем должен погасить энергию удара килограммовым свинцовым шариком при воздействии на скорости 520 км/ч с любой стороны, в течении 30 секунд выдерживать пламя горелки с температурой 830 градусов, не нагреваясь внутри выше 70С, не менее серьёзные требования предъявляются к визору, креплению HANS и другим элементам.

Шлем Ярно Трулли

Средняя стоимость современного шлема без окраски – около 5000 долларов, вес – не более 1800 грамм. Омологация по стандарту FIA 8860-2004 обязательна в Формуле 1, GP2, F2, чемпионатах F3 и WTCC. Неизвестно, сколько жизней спас этот стандарт, но несколько десятилетий назад аварии, которые мы сейчас часто видим в гонках, подчас были фатальными из-за отсутствия столь строгих ограничений…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё