Макс Мосли : Прежде всего я хочу поблагодарить собравшихся и немного рассказать о регламенте на моторы. Мы заявили о том, что в период с 2008 по 2010 год он будет заморожен, но сейчас есть, по крайней мере, три трактовки регламента.
Одни считают, что регламент будет жестко фиксирован, без каких-либо изменений, другие ориентируются на более либеральную договоренность, достигнутую в Маранелло, но у команд нет единой позиции. В этой ситуации мы приняли решение придерживаться опубликованной и одобренной Всемирным Советом 22 марта версии регламента, который подписали все 12 команд, заявив о своем участии в чемпионате мира 2008 года.
Хочу напомнить вам причины ограничений регламента - мы хотим сократить затраты на разработку моторов, которые сейчас обходятся крупным автопроизводителям в 100-200 миллионов Евро каждый год, принося минимальный результат - 200-300 оборотов. Эта схема нежизнеспособна. По этой причине мы попросили команды заявить о своем желании продолжить участие в чемпионате, и они такое заявление сделали.
Договоренность, достигнутая командами в Маранелло, которую я сегодня упоминал, допускала небольшие вольности для производителей моторов, но увеличивала затраты более чем на 15 миллионов Евро в год, по сравнению с предложенной нами схемой с "замораживанием" регламента, так что этот шаг кажется абсолютно логичным. Действующие моторы очень хороши, они раскручиваются до 19 с лишним тысяч оборотов и очень надежны, хотя дебютировали в Формуле 1 лишь в этом году. Они достаточно мощны для того, чтобы многих удивить.
Первая точка, которую я хотел бы сегодня поставить: мы зафиксируем регламент в том состоянии, в котором он был опубликован. Моторы будут ограничены определенной спецификацией и должны выдерживать расстояние двух Гран При, каждый производитель должен сообщить нам подробную спецификацию, чтобы мы могли проверить ее соответствие.
Что это даст нам в технологиях? Сейчас это лишь идея, которая должна быть воплощена в жизнь в 2009-м, но мы хотим вернуть технологии, которые две команды пытались использовать в середине 90-х - технологии сохранения энергии. Насколько я помню, одна из команд тогда разработала гидравлическую, а другая - инерционную систему. С тех пор мы видели множество электрических решений, но сейчас важно то, что в следующие 30-50 лет каждая дорожная машина будет оснащена механизмом, который позволит использовать энергию, накопленную при торможении.
Сейчас эта энергия уходит на разогрев тормозных дисков, единственным исключением могут быть гибридные системы, но у них слишком низкий КПД. Я говорю о гораздо более сложных системах, которые смогут найти применение в дорожных машинах. Принцип несложный, но я уже говорил - пока это идея, а не пункт регламента, и я хотел бы услышать предложения команд. Сейчас все выглядит следующим образом: каждая машина должна быть оснащена блоком, вес которого не превышает 20 кг, сохраняющим энергию при торможении и позволяющим использовать ее при последующем разгоне.
В выборе конкретной технологии ограничений не будет, команды могут выбирать и принцип - гидравлический, инерционный, электрический или иной. Основываясь на информации, которая есть у нас сейчас, это позволило бы запасти энергию примерно в 400 килоджоулей и использовать ее, прибавив 60 сил на протяжении приблизительно девяти секунд.
Период торможения у машины Формулы 1 очень короткий, вероятно, нужно было бы запасать энергию на всем протяжении круга, чтобы получить преимущество при обгоне, но это может помочь и в атаке, и в обороне. С течением времени подобная система позволит запасать энергию в 900 килоджоулей, а это - 120 сил на протяжении десяти секунд - в пересчете на дорожные машины эти 900 килоджоулей позволят затормозить со скорости в 108 км/ч и снова до нее разогнаться, не используя бензин. Все крупные автопроизводители исследуют подобные технологии, и, зафиксировав их в регламенте Формулы 1, мы ускорим внедрение. Это "понятные" технологии, которых так не хватает современной Формуле 1.
В конце этого периода, перед началом сезона 2011 года, мы бы хотели изменить регламент на моторы, ограничивая не объем двигателя, а количество потребляемой энергии, над этим сейчас тоже активно работают автопроизводители.
Экономия энергии, экономия топлива - вопрос архиважный, но для решения таких проблем необходимо участие крупных автопроизводителей, а пока - подведу итог - мы хотим, чтобы двигателем машин Формулы 1 стал гоночный мотор, который выглядит и функционирует соответственно этому термину.
Во-вторых: любая разработка, любое исследование, которое ставит своей целью совершенствование мотора, должна увеличивать эффективность использования топлива в дорожных машинах. Такая работа поможет не только Формуле 1, но и автопроизводителям.
Вместо того, чтобы тратить целое состояние на призрачное увеличение мощности своих моторов в Формуле 1, которое не приносит никакого эффекта, автопроизводители будут работать над технологиями, применимыми в дорожных машинах. Мы хотим внести этот пункт в регламент в 2011-м, но здесь многое зависит от автопроизводителей.
Если они не смогут предложить подобных решений, то ничто не помешает нам продлить срок "заморозки" регламента на год или несколько. Это несложно, но если мы хотим сохранить технологические преимущества Формулы 1, тогда нужно работать над технологиями, которые способны принести пользу обществу.
Таково краткое резюме нашей позиции, можете считать его руководством к действию. Опубликованная версия регламента подтверждена и обсуждаться не будет.
До окончания сезона 2006 года мы должны согласовать регламент на устройства сохранения и использования энергии, если хотим внести этот пункт в регламент 2009 года. В идеале решение по поводу повышения эффективности использования топлива в 2011-м должно быть принято как можно быстрее, чтобы автопроизводители начали работу. Хотят ли они этого, способны ли дать нам свои рекомендации, пока неизвестно.