Гонка #73. 24 августа 1958 года. Гран При Португалии. Порту | |
Поул | Стирлинг Мосс (Vanwall) – 2:34.21 (172, 915 км/ч) |
Лучший круг | Майк Хоторн (Ferrari) – 2:32.37 (175,003 км/ч) |
Победитель | Стирлинг Мосс (Vanwall) – 2:11.27,8 (169, 028 км/ч) |
Первый в истории португальский Гран При чемпионата мира считается одной из самых необычных гонок в истории. На старт вышли 15 пилотов, но, по большому счету, весь спектакль разыграли двое. Стирлинг Мосс из Vanwall и пилот Ferrari Майк Хоторн боролись за звание чемпиона мира, и для обоих очки были на вес золота.
С поула стартовал Мосс, однако Хоторн вырвался вперед и возглавлял гонку до пятого круга, когда вновь пропустил земляка. После этого Стирлинг смог довести гонку до победы, а вот у его соперника ближе к финишу начались неприятности. Забарахлившие тормоза заставили Майка посетить боксы (он даже пропустил было Жана Бера, но быстро вернулся на второе место).
На последнем круге машину Хоторна развернуло, и она оказалась на обочине. По большому счету, финишировать гонщику было уже не обязательно, так как он один остался в круге с лидером, и его «серебро» отобрать никто уже не мог. Однако британец желал увидеть клетчатый флаг. Поскольку трасса в том месте шла под уклон, он смог «растолкать» Ferrari и закончить круг.
Но после финиша судьи дисквалифицировали пилота – толкать автомобиль запрещали правила! Удивительно, но на помощь Майку пришел Стирлинг Мосс. Он убедил собравшихся, что правила применимы только к трассе, а машина Хоторна оказалась на обочине – и потому Майк своими действиями ничего не нарушил. В итоге гонщику вернули завоеванное, и по окончании сезона он переиграл своего спасителя, завоевав титул с преимуществом всего в одно очко!
Памятные моменты
Незадолго до гонки в Португалии команда Ferrari потеряла сразу двух пилотов – Питера Коллинза и Луиджи Муссо. Оба погибли после аварии за рулем машины под номером 2, поэтому накануне этапа в Порту Майк Хоторн наотрез отказался выходить на старт под доставшимся ему 22-м номером.
Напарника выручил не столь суеверный Вольфганг фон Трипс, отдавший британцу собственный стартовый номер 24.
В 1958 году за лучший круг в гонке начислялось одно очко. По ходу португальского этапа оно досталось Хоторну – и именно его можно назвать решающим при определении имени чемпиона сезона 1958 года. Примечательно, что из боксов Vanwall Моссу показали табличку HAWT-REC («рекорд круга у Хоторна»), но Стирлинг ошибочно прочел её как HAWT-REG (“Хоторн едет в регулярном темпе») и потому сам не стал ускоряться.
Трасса Порту
Стационарного автодрома в небогатой Португалии не было до начала 80-х, а вот гонки здесь любили всегда. Поэтому еще с 1951 года на улицах двух крупнейших городов – Лиссабона и Порту – стал разыгрываться национальный Гран При для спортивных машин. А в 1958-м на край Европы впервые приехали и гонщики Формулы 1.
Гоночное кольцо в Порту находилось в районе Боавишта, на самом побережье Атлантического океана. Трасса была мало похожа на Монако или сегодняшний Сингапур – часть пути пилотам приходилось преодолевать по брусчатке, несколько раз пересекать трамвайные пути, а достойным финалом каждого круга был поворот около «благоухающего» рыбокомбината. Про такие вещи, как столбы и дома в метре от несущихся машин и говорить не стоит.
В Порту прошли всего две гонки – в сезонах 1958 и 1960 года. После этого 7,5-километровое кольцо было закрыто – оно было слишком опасным даже по меркам тех лет. Серьезных аварий за два года не произошло, но рост скоростей в Формуле 1 не останавливался, и рисковать пилотам хотелось все меньше.
Приятно, что португальцы не захотели забыть свое славное гоночное прошлое. В 2005 году трасса была возрождена практически на прежнем месте. Она оснащена всеми средствами безопасности и регулярно принимает соревнования исторических серий.