100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 24 сентября 1989 года | Место: Эшторил (Гран При Португалии) |
Фабула
В сезоне-89 преимущество команды McLaren над соперниками было не столь подавляющим, как годом ранее, но все равно весьма весомым. Айртон Сенна показал лучшие секунды в квалификации, но уже на первых метрах его обошел Герхард Бергер на Ferrari, а чуть позже – и другой пилот Скудерии, Найджел Мэнселл. Более того, при обгонах круговых британец смог опередить напарника и возглавил гонку.
На время ситуация стабилизировалась – но только до той поры, пока Мэнселл не направился в боксы. Тогда ограничения скорости на пит-лейн ещё не было, и машины влетали туда полных ходом. Так сделал и Найджел – и проскочил место остановки! Пилот не стал ждать, пока механики вручную откатят машину на несколько метров назад – вместо этого он, не долго думая, включил заднюю передачу и зарулил на пит-стоп.
Потеря времени привела к тому, что Большой Найдж вновь оказался позади Бергера и Сенны, но куда хуже было другое. За нарушение правил (движение по пит-лейн задним ходом) гонщика сняли в Гран При. Точнее – попытались снять. Ибо сколько судьи не махали черными флагами – Мэнселл их игнорировал и мчал дальше.
Найджел пытался вновь отобрать у бразильского Волшебника второе место, но тот не уступал. Закончилось все так, как частенько заканчивались поединки между этими пилотами – столкновением и двойным сходом. Для Сенны это было досадно вдвойне, ибо вторым в Эшториле, следом за победившим Герхардом Бергером, финишировал напарник и главный соперник Айртона в споре за титул – Ален Прост.
«Бронза» неожиданно досталась Стефану Йоханссону из команды Onyx. Но на круге возвращения в боксы у шведа кончилось топливо – и он опоздал на церемонию награждения! Соперники уже вовсю брызгались шампанским, а запыхавшийся Стефан только бежал на подиум по крутой лестнице.
Памятные моменты
Португальская гонка 1989 года навсегда вписана в историю Формулы 1 – именно тогда в первый и единственный раз лидирующую позицию в гонке занимал автомобиль Minardi. В конце 80-х команда была не записным аутсайдером, как в XXI веке, а скорее крепким середняком, но в эпоху господства McLaren, Ferrari и Williams даже единственный круг, что Пьерлуиджи Мартини проехал впереди всех, дорогого стоил.
Для команды Coloni этап в Эшториле – тоже памятная дата. Именно тогда ее пилот в последний раз пробился на старт гонки. Правда, Роберто Морено выбыл из борьбы самым первым, уже на 11-м круге. Сходов в Португалии было не слишком много – до финиша добрались 14 машин. Тем более впечатляет достижение Сатору Накаджимы – с 25-й стартовой позиции японец из Lotus поднялся до седьмой.
Фокус: Команда Onyx
Беда, когда большие деньги делают человека уверенным в своей полной и безоговорочной правоте в любом вопросе. Примером тому – недолгая история команды Onyx в Формуле 1.
Хорошая это была команда – с солидной историей, победами в «младших» формулах. Ее основали два британца, Майк Эрл и Грег Филд, еще в середине 70-х. Долго ли, коротко ли – выросло их детище до такого уровня, когда можно было думать и о Больших Призах. А тут еще и спонсор нашелся – некто Жан-Пьер Ван Россем. Бельгиец.
Деньгами он сорить любил. Сгонять два раза личный самолет через Атлантику за парой гаек? Да, не вопрос. Устроить в паддоке шествие ослепительных красоток? Легко. При этом в дела команды Россем особо не лез, тем более, что в 1989-м первый сезон Onyx F1 объявили едва ли не тренировочным. Между тем, хоть «детских болезней» машине и хватало, ехала она весьма неплохо – во Франции Стефан Йоханссон финишировал пятым, в Португалии, решив обойтись без пит-стопов – и вовсе третьим. Можно было предположить, что через годик-другой Onyx станет грозной силой.
Увы, этим планам помешала досадная случайность. Ван Россем почему-то не сомневался, что сможет купить мотор топ-класса – Honda или на худой конец Porsche. Но вот не сложилось. Да и из пилотов-звезд к нему почему-то никто не рвался. И тогда Жан-Пьер, обидевшись на весь паддок, хлопнул дверью.
Удивительно, но и это еще не конец истории – нашелся другой спонсор, швейцарец Петер Монтеверди. Был он тоже весьма богат, а в 60-е сам занимался гонками. И всего один у него был недостаток – свято тот Петер веровал, что без него никакое дело не сделать. Конструкторов он учил строить машины, гонщиков – их настраивать…
Одним словом, надоел всем господин Монтеверди хуже горькой редьки. Даже Эрл и Филд ушли, продав ему свои доли в команде. А следом – и почти весь толковый персонал разбежался. Говорят, что как-то раз уставшие от нравоучений механики выполнили-таки волю хозяина – установили дифференциал вверх ногами, «приговорив» машину. Хватало и других поломок. Автомобиль по-прежнему имел потенциал, но доводить его до ума было уже некому. Так что седьмое место Грегора Фойтека в Монако так и осталось лучшим результатом сезона-90.
А после венгерского этапа, невесело взглянув на ворох неоплаченных счетов, Монтеверди подумал, подумал – да и повесил на дверь Onyx амбарный замок…
Цифры
Мы собрали в таблицу все неожиданные подиумы команд, которые были не слишком конкурентоспособны по ходу сезона, но неожиданно добивались успеха. Случаи, когда команда-лидер пробивалась с последних мест наверх в расчет не принимались...
Гран При | Гонщик | Команда | Старт | Финиш |
Португалия '89 | С.Йоханссон | Moneytron Onyx | 12 | 3 |
Франция '90 | И.Капелли | Leyton House Racing | 7 | 2 |
Япония '90 | А.Сузуки | Espo Larrousse F1 | 9 | 3 |
Австралия '95 | Д. Морбиделли | Footwork Hart | 13 | 3 |
Венгрия '97 | Д.Хилл | Danka Arrows Yamaha | 3 | 2 |
Европа '99 | Я.Трулли | Gauloises Prost Peugeot | 10 | 2 |
Италия '2008 | С. Феттель | Scuderia Toro Rosso | 1 | 1 |
Проект F1News.Ru 2008-2009