Бельгия'68: Гонщики во главе команд

Гран При Бельгии'68. Брюс Макларен
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 9 июня 1968 года Место: Спа (Гран При Бельгии)

Фабула

У этой гонки было пять лидеров. Поначалу победу оспаривали Крис Эймон из Ferrari и Джон Сертиз, представляющий Honda, но оба не доехали и до середины дистанции – на итальянской машине из-за повреждения радиатора стал перегреваться мотор, а на японской не выдержала подвеска.

Недолго оставался на первой позиции и прилетевший в Спа прямо из Индианаполиса Дэнни Халм – McLaren новозеландца замер у обочины с оборванным приводом. После этого почти до финиша гонку возглавлял Джеки Стюарт, но в баках Matra на финальном круге кончилось топливо, и шотландец был классифицирован только четвёртым.

На вершину подиума поднялся Брюс Макларен, для гонщика эта победа стала четвёртой в Формуле 1 – и, к сожалению, последней. А вот для гоночной команды McLaren то был самый первый успех в истории.

Памятные моменты

Бельгийский Гран при 1968 года считается датой рождения гоночной аэродинамики. На предыдущем этапе в Монако Колин Чепмен оснастил гоночные Lotus небольшими антикрылышками спереди по бокам от носового воздухозаборника, а также «хвостиком» в задней части корпуса. В Спа сразу несколько команд развили идею – и с эпохой «автомобилей-сигар» было покончено. С тех пор антикрылья меняли форму и размеры, но прописались в Больших Призах навсегда, а споры о том, какая именно команда стала родоначальником этого элемента, не утихают и по сей день.

На седьмом круге гонки в неприятную аварию угодил британец Брайан Редман. Из-за поломки подвески его Cooper врезался в ограждение трассы, а потом протаранил стоящую рядом машину сошедшего раньше соперника. Автомобиль Редмана загорелся, а гонщик из-за перелома руки не смог самостоятельно выбраться из кокпита. К счастью, помощь подоспела достаточно быстро.

Фокус: Гонщики во главе команд

Джек Брэбэм

Истории возникновения гоночных команд часто весьма похожи , какой чемпионат не возьми – за исключением, правда, современной Формулы 1 с огромным стартовым депозитом. Молодой и полный энтузиазма пилот приходит в автоспорт, добивается успехов (или вовремя приходит к выводу, что добиться не сможет) – и в этот момент решает, что просто крутить руль ему неинтересно.

Дальше, наш герой вместе с верными механиками начинает уделять все большее внимание технике, потом – помогать с обслуживанием машин своим коллегам-гонщикам. Наконец, наступает фаза доработки имеющейся гоночной техники – и, наконец, ее полноценного производства. Надо сказать, что не все проходят этот непростой путь до конца. Многим, особенно в чемпионатах попроще, вполне хватает и нескольких первых шагов, но в истории Формулы 1 было немало тех, кто довел дело до логичного завершения.

Это сейчас, когда почти все команды принадлежат автоконцернам и крупным компаниям, увидеть это не так просто, а ещё десять-двадцать лет назад почти все команды носили имена своих основателей. Брюс Макларен в Спа-68 стал одним из двух пилотов в истории чемпионатов мира, кто победил за рулем собственной машины. Второй – Джек Брэбэм, причем в обоих случаях пилоты приложили руку и к созданию машин.

Остальные попытки оказались не столь успешными, но в 60-70-е годы очень многие гонщики под конец карьеры становились боссами команд. Ги Лижье и Крис Эймон, Джон Сертиз и Грэм Хилл, Дэн Герни и Эмерсон Фиттипальди – все они, и многие другие, пробовали себя на этом поприще. И неважно, что Берни Экклстоун был не слишком быстр на трассе, но под его руководством Brabham добился многих громких побед. То же самое можно сказать про Эдди Джордана, и уж тем более Фрэнка Уильямса.

Даже в новейшей истории можно найти немало подобных примеров – хотя условия и изменились, на командном мостике себя пробовали Ники Лауда, Герхард Бергер, Джеки Стюарт, Ален Прост.

Получалось, мягко говоря, не у всех, но в любом случае куда приятнее видеть на командном мостике человека, который сам выходил на старт и крутил гайки – чем назначенного японского менеджера или бизнесмена из экзотической страны…

Цифры

Гонщики, побеждавшие в собственных командах...

Гонщик Гран При
Команда Шасси
Д.Брэбэм Франция'66 Brabham Racing Organisation Brabham BT19
Д.Брэбэм Великобритания'66 Brabham Racing Organisation Brabham BT19
Д.Брэбэм Голландия'66 Brabham Racing Organisation Brabham BT19
Д.Брэбэм Германия'66 Brabham Racing Organisation Brabham BT19
Д.Брэбэм Франция'67 Brabham Racing Organisation Brabham BT24
Д.Брэбэм Канада'67 Brabham Racing Organisation Brabham BT24
Б.Макларен Бельгия'68 Bruce McLaren Motor Racing McLaren M7A

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё