Гонка #742: 10 июля 2005 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун |
|
Поул | Фернандо Алонсо (Renault R25) - 1.19,905 (231,620 км/ч) |
Лучший круг | Кими Райкконен (McLaren MP4-20) - 1.20,502 (229,902 км/ч) |
Победитель | Хуан-Пабло Монтойя (McLaren MP4-20) - 1:24.29,588 (218,968 км/ч) |
Когда в самом начале сезона 2005 года стало ясно, что Михаэль Шумахер и Ferrari сдвинуты – пусть и несколько искусственно – с вершины Олимпа, сразу возник вопрос – кто же теперь станет главным претендентом на титул?
Первая половина чемпионата осталась за Renault – лидер команды Фернандо Алонсо выиграл четыре из семи первых Гран При. Но затем у французов появились серьезные соперники в лице гонщиков McLaren. Команда ощутимо прибавила по ходу чемпионата, тем более, что Рону Деннису удалось собрать в команде отличный пилотский состав – ледяное спокойствие Кими Райкконена дополнял огненный темперамент Хуана-Пабло Монтойи.
В британском Сильверстоуне поул остался за Алонсо, но Райкконен уступил испанцу всего пару сотых. Правда, за замену мотора финна отправили со второй стартовой позиции на 12-ю, но за напарника смог отыграться колумбиец – едва погасли стартовые огни, Монтойя смог поравняться с Фернандо.
Первый поворот две машины прошли параллельными курсами, после чего началось соревнование по крепости нервов. Машина Алонсо находилась самую малость впереди, но гонщик предпочел не рисковать и в решающий момент поднял ногу с педали акселератора.
Монтойя вышел вперед, но на первый пит-стоп отправился раньше. Казалось, для Алонсо это хороший шанс вернуть лидерство, но Renault заправляли чуть дольше – и на трассу гонщик выехал в тот момент, когда его главный соперник проносился мимо. Второй раз две машины оказались рядом на входе в поворот Maggots.
И вновь Фернандо предпочел осторожное продолжение, ведь обоим ещё предстояло по разу посетить боксы. На этот раз испанец должен был взять верх – он мог оставаться на легкой машине лишние пять кругов. Вдобавок, его механики сотворили маленькое чудо, проведя дозаправку (смены шин в том сезоне были запрещены) меньше, чем за пять секунд.
Но все было тщетно: Хуан-Пабло вновь промчался мимо – к своей первой победе в сезоне. Безукоризненно проведенная гонка и фантастическая скорость позволили колумбийцу подняться на вершину подиума. Алонсо стоял рядом, а третью ступеньку занял Кими Райкконен.
Именно Райкконен стал подлинным героем гонки, отыграв по ходу дистанции девять позиций (при том, что сходов среди лидеров не было). «Если бы не замена мотора, результат был бы совсем иным», - заявил финн на пресс-конференции. И с ним сложно было не согласиться...
Интересно... | |
В том сезоне действовала система "тест-пилотов по пятницам" - команды, не попавшие в первую четверку прошлогоднего Кубка Конструкторов, могли использовать в первый день Гран При три машины. В Minardi и Jordan "давали покататься" имеющим возможность оплатить такое удовольствие, а вот в McLaren (в 2004 году команда стала пятой) опытный Педро де ла Роса добывал для напарников массу полезной информации. |
Хуан-Пабло Монтойя
Несомненный талант, взрывной латиноамериканский темперамент и агрессивный стиль пилотажа образовали гремучую смесь, которая одних приводит в восторг, а других – в ярость. Быть может, Хуана-Пабло Монтойю можно назвать Жилем Вильнёвом XXI века – он не знал и не хотел знать авторитетов на гоночной трассе, а также разбил немало машин.
Смуглолицый паренек из далекой Боготы увлекся гонками под влиянием отца, который работал архитектором, но обожал автоспорт. Общим местом считается упоминание о том, что после картинга Монтойя какое-то время постигал гоночную грамоту за рулем ВАЗовской "восьмерки", а затем уехал в Мексику и Штаты.
Оттуда Монтойя перебрался в Европу, где поначалу был не очень заметен, хотя и периодически побеждал. Всё изменилось в 1997 году – выступая в Формуле 3000 за команду Хельмута Марко, южноамериканец едва не выиграл титул – и осенью был приглашен на тесты чемпионской команды Williams. Их он провел блестяще и получил должность тест-пилота.
В сезоне 1998 года Хуан-Пабло переиграл в F3000 Ника Хайдфельда, завоевал титул и начал готовиться к дебюту в Больших Призах, когда выяснилось, что Фрэнк Уильямс обменял своего пилота у Чипа Ганасси. Команда последнего гонялась в Америке, и именно туда отправили Монтойю в обмен на Алессандро Дзанарди.
Чем закончился этот обмен – не секрет. Итальянец, к сожалению, выступил крайне неудачно, а Монтойя стал чемпионом серии CART. После этого он уже сам попросил разрешения остаться в США ещё на год – и выиграл "500 миль Индианаполиса". По ходу того же уик-энда было объявлено, что два следующих года Хуан-Пабло проведет в Формуле 1 за команду Williams BMW.
Этого дебюта болельщики ждали с нетерпением, ибо были наслышаны о привычках колумбийца. Да и сам он высказывался в интервью предельно четко – новичком себя не считает, к борьбе готов. Правда, до борьбы дело дошло только в третьем Гран При – в первом уже на старте гонщик попал в аварию, во втором улетел с трассы из-за внезапного дождя.
Зато потом мало не показалось никому. В Интерлагосе новичок жестко и бесцеремонно подвинул Ferrari Михаэля Шумахера и помчался было к победе, но по стечению обстоятельств получил сильный удар сзади от отстающего на круг Йоса Ферстаппена. Позже был Гран При Австрии, где немцу не поздоровилось вновь, затем – почти выигранная Хуаном-Пабло немецкая гонка и, наконец, первая победа на Гран При Италии.
С приходом Монтойи Формула 1 получила ту перчинку, которой ей долгое время не хватало. Теперь было важно верно ей распорядиться. В 2002 году спорить с Ferrari было бессмысленно, но именно Хуан-Пабло стал "лучшим из остальных". Годом позже, когда Williams строили уже с учетом его стиля, колумбиец был по-настоящему хорош.
Он выиграл в Монако и Германии, еще семь раз побывал на подиуме и за две гонки до финиша проигрывал Шумахеру всего три очка. Но потом был Индианаполис и борьба с Рубенсом Баррикелло, закончившаяся контактом и штрафным проездом по пит-лейн. А ранняя поломка в Японии подвела черту – Монтойя вновь остался лишь третьим.
В том же 2003 году было объявлено о подписании контракта с McLaren. Правда, в силу он вступал только с начала 2005-го. Неудивительно, что в такой ситуации финальный сезон за Williams получился не слишком удачным. Летом пилот серьезно поссорился с командой, обвинив ее в фаворитизме в отношении напарника, Ральфа Шумахера, а осенью выиграл Гран При Бразилии.
Начало выступлений за McLaren обещало быть более успешным. Он финишировал шестым, затем четвертым, но позже пропустил две гонки из-за травмы, полученной во время игры в теннис. В Канаде он был дисквалифицирован за выезд из боксов на красный свет, в Китае сошел, повредив машину об открывшийся люк дренажной системы, а по ходу сезона несколько раз натыкался на круговых...
При этом Хуан-Пабло по-прежнему был очень быстр и порой выдавал первоклассные гонки. За сезон он выиграл трижды, чего прежде никогда не делал. Увы, Кубок Конструкторов с минимальным перевесом достался Renault.
Финальный сезон колумбийца в Формуле 1 получился и вовсе совсем коротким. В 2006-м гонщик запомнился разве что вторым местом в Монако да обгоном Михаэля Шумахера в Канаде. Летом Монтойя обронил, что уже подписал контракт с одной из команд NASCAR – и Рон Деннис мгновенно указал ему на дверь.
Так Большие Призы лишились одного из самых ярких своих пилотов. За океаном у него все идет успешно и в «бесконечной череде левых поворотов» Хуан-Пабло Монтойя уже одержал несколько побед. Да, он был далеко не всегда сдержан на язык и порой давал волю рукам. Но иногда, глядя на новое поколение рафинированных пилотов Ф1, начинает очень не хватать этого забияки, словно пришедшего из далёких 80-х…
Мир моторов в 2005-м: Toyota Prius
В 2005-м жюри европейского конкурса «Автомобиль года», чутко реагируя на глобальную экологическую озабоченность, впервые присудило победу машине с гибридной силовой установкой: почетный титул достался Toyota Prius.
Это компактный среднеразмерный переднеприводный хэтчбек, который можно считать одним из примеров удачного компромисса: не то, чтобы Prius совсем не загрязнял атмосферу, но он наносит явно меньше вреда окружающей среде, чем сравнимый по параметрам «классический» автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. В американском штате Калифорния, известном своими жесткими нормами на токсичность выхлопа, Prius считается одной из самых «чистых» машин, которые предлагаются на рынке США.
Продажи Prius первого поколения стартовали в Японии в декабре 1997-го года, и это была первая серийно выпускавшаяся гибридная модель. Популярность машины год от года постепенно росла, теперь она продается в десятках стран, а всего по дорогам мира бегает около полутора миллионов таких автомобилей (причем, более половины из этого числа – в США).
Главная особенность Prius, как можно догадаться, – силовая установка, в которой интегрированы 4-цилиндровый 70-сильный бензиновый двигатель, электромотор особой конструкции мощностью 44 л.с., и блок мощных аккумуляторов. Эти компоненты взаимодействуют через сложнейшую компьютерную систему управления, что обеспечивает рекордную топливную экономичность, а также низкую токсичность выхлопа. В разных режимах, в зависимости от дорожной ситуации, машина приводится в движение либо бензиновым мотором, либо электрическим, либо они работают параллельно.
В 2004-м началось производство Toyota Prius второго поколения: машина заметно выросла в размерах, получила более привлекательную внешность и более просторный салон. Именно эта модель и была признана «Автомобилем года».
Езда на Toyota Prius вызывает странные ощущения: машина работает практически бесшумно, все органы управления – электронные, здесь нет привычной обратной связи, но к этому быстро приспосабливаешься. В целом управляемость Prius, несмотря на ряд особенностей, – на уровне среднестатистического представителя гольф-класса.
Учитывая сложность конструкции автомобиля, не надо удивляться его цене – он стоит примерно столько, сколько Toyota Avensis в хорошей комплектации, хотя это модель более высокого класса. Зато на все компоненты силовой установки распространяется 8-летняя заводская гарантия: в Toyota убеждены, что технологии, воплощенные в Prius, уже проверены временем. В общем, можно сказать, что это хороший и очень современный автомобиль.
Однако на репутации Prius сказались недавние кампании по отзыву очень большого числа проданных машин, на которых выявились проблемы с тормозами и с системами круиз-контроля, но это, в основном, касается модели третьего поколения. Впрочем, в свое время Toyota отзывала и Prius 2004-2005 гг. выпуска – из-за сбоев в работе программного обеспечения силовой установки.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось