Гонка #637: 27 июня 1999 года. Гран При Франции. Маньи-Кур |
|
Поул | Рубенс Баррикелло (Stewart SF3) - 1.38,441 (155,423 км/ч) |
Лучший круг | Дэвид Култхард (McLaren MP4/14) - 1.19,227 (193,115 км/ч) |
Победитель | Хайнц-Харальд Френтцен (Jordan 199) - 1:58.24,343 (154,965 км/ч) |
В 1998 году Мика Хаккинен и McLaren оказались сильнее Михаэля Шумахера и Ferrari. Но начался новый сезон, и стало ясно, что за зиму Скудерии удалось добиться большего прогресса, чем команде Рона Денниса. Теперь силы соперников оказались практически равны, спор за победу обещал быть принципиальным и жарким.
Накануне гонки в Маньи-Куре финн опережал немца на четыре очка. Однако уже в квалификации стало ясно, что Гран При Франции будет далеко не рядовым этапом – дождь отбросил претендентов на титул далеко назад. Шумахер стартовал шестым, Хаккинен – и вовсе 14-м. Лучшее же время неожиданно показал Рубенс Баррикелло из команды Stewart, для шотландцев это был первый поул в истории.
Но едва погасли стартовые огни, как все начало постепенно возвращаться к более привычному виду. Михаэль прорывался наверх, Мика делал это еще быстрее, а его напарник Дэвид Култхард отобрал у Баррикелло лидерство. Машины McLaren, настроенные на небольшую прижимную силу, в тот день имели явное преимущество на первом секторе и позволяли своим пилотам уверенно опережать соперников в шпильке Adelaide.
Этим и воспользовался на десятом круге Хаккинен, сумевший опередить Шумахера. Однако радость на командном мостике McLaren быстро сменилась разочарованием – почти тут же из-за проблем с электрикой из борьбы выбыл Дэвид Култхард.
Когда команды стали всерьез готовиться к первому пит-стопу, погода вновь изменилась – на почти высохший асфальт упали новые капли дождя. Лидеры строем направились в боксы: первым это сделал Баррикелло, следом – отыгравший ещё несколько позиций Хаккинен, за ним - Хайнц-Харальд Френтцен из Jordan. Механики сработали четко, и на трассу гонщики вернулись в том же порядке.
Дождь тем временем всё усиливался, и после того, как с асфальта "смыло" нескольких пилотов, судьи на время приостановили борьбу машиной безопасности. А едва она скрылась в боксах – Мика пошел в атаку на лидера в хорошо знакомой Adelaide и даже вышел вперед, но тут же развернулся на мокром асфальте.
Шумахер же с началом дождя словно переменился. Если раньше немец ничего не мог поделать с Jordan Френтцена, то теперь без видимых сложностей обошел сначала земляка, а затем и Баррикелло, после чего оторвался от этой пары на добрых десять секунд.
Но, проблемы возникли и у Михаэля. Из-за сбоя электроники коробки передач лидер был вынужден резко сбросить скорость и свернуть на пит-лейн, где его уже ждали механики, готовые не только дозаправить Ferrari и сменить шины, но и установить новый руль, чтобы "сбросить" управляющую электронику. На радость поклонников немца, после этого красная машина работала без сбоев.
Вскоре пришло время планового второго пит-стопа и для остальных гонщиков. К тому моменту Хаккинен вновь вышел в лидеры, казалось, теперь уж точно ничто не помешает финну выиграть гонку.
Также в боксы поехал и Баррикелло, и Френтцен вышел в лидеры. Как полагали в McLaren и Stewart, явление это временное, и Хайнцу-Харальду тоже предстоит пополнить запас топлива на борту. Однако неизбалованный победами Эдди Джордан решился на авантюру - по ходу первой остановки бак машины заполнили до отказа.
Поскольку из-за дождя и машины безопасности средняя скорость гонки была не слишком высокой, имеющегося на борту количества топлива Френтцену могло хватить до финиша, который в этом случае стал бы победным.
Оттого неудивительно, что новый порыв ливня незадолго до финиша был встречен на командном мостике Jordan радостными улыбками. Теперь Эдди и его парни точно знали, что еще один пит-стоп немецкому пилоту не потребуется, а раз так - ирландская команда смогла перехитрить всех соперников на пути к победе.
Что до Мики Хаккинена, то поначалу он пытался гнаться за Френтценом, но потом получил по радио приказ не рисковать и удерживать второе место - слишком уж сложными стали условия, и проиграть из-за ошибки можно было больше, чем получить в случае успешной погони.
Рубенс Баррикелло в итоге финишировал третьим, причем под финиш он так сильно сбросил, что будь гонка всего на круг длиннее - скорее всего, бразилец остался бы без призового шампанского. Но в этот раз удача была на его стороне.
Интересно... | |
Напарник Френтцена по команде Jordan, Дэймон Хилл, после французской гонки заявил, что всерьез рассматривает возможность досрочного завершения карьеры еще до конца сезона. Однако в итоге британец проехал все гонки 1999 года, а вот для Михаэля Шумахера следующий же Гран При, прошедший спустя две недели в Сильверстоуне, закончился тяжелой аварией, переломом ноги - и паузой в выступлениях. |
Ральф Шумахер
Четвертым, выиграв на финальном отрезке дистанции красивый поединок у двух гонщиков Ferrari (включая и своего старшего брата Михаэля), в Маньи-Кур финишировал пилот Williams Ральф Шумахер. Молодой немец относительно недавно дебютировал в Формуле 1, но уже зарекомендовал себя с лучшей стороны рядом неплохих выступлений...
Про этого пилота можно услышать самые полярные высказывания. Кто-то считает, что без влияния имени Михаэля и помощи менеджера Вилли Вебера Ральф едва ли смог оказаться в Формуле 1, другие справедливо замечают, что пилот выиграл шесть Гран При, принес компании Michelin победу уже в четвертой после возвращения в Формулу 1 гонке и однажды даже едва не выиграл чемпионский титул.
Истина, как водится, где-то посередине. Шумахер-младший и впрямь не слишком здорово провел несколько последних сезонов, но до того ехал очень неплохо, а в удачный день угнаться за ним было почти нереально – правда, для этого должно было совпасть сразу несколько факторов, включая и психологические.
По стопам старшего брата гонщик пошел в том возрасте, когда ходят еще не слишком уверенно – за руль карта Ральфа усадили в три года! К 20-летнему возрасту, пилот дорос до Формулы 3, где стал вице-чемпионом Германии, занял второе место в гонке Masters и победил в Макао.
Однако, у Вебера всё же были некоторые сомнения, и Шумахера на год отправили в Японию, откуда Ральф вернулся чемпионом Формулы Nippon и серебряным призёром местного первенства GT. Вот теперь для дебюта в Ф1 всё было готово. Молодого пилота определили в Jordan, команду, явно находящуюся на подъеме. Кроме того, шестью годами раньше в Jordan начинал свою карьеру и Михаэль.
Третий же этап в аргентинском Буэнос-Айресе принес немцу первый подиум. Правда, на пути к нему он жестко сошелся на трассе с собственным напарником Джанкарло Физикеллой, который после контакта оказался на обочине. «Да, это точно Шумахер», - поговаривали в паддоке.
Завоевав годом позже еще пару призовых кубков за Jordan – в том числе и второе место в Спа, где только приказ команды не дал гонщику возможности атаковать лидировавшего напарника Дэймона Хилла – Ральф перешел в Williams, чтобы по-настоящему включиться в спор за высокие места.
Первый же сезон показал, что фамильные гены Шумахер-младший унаследовал весьма щедро – невероятно ровно и сильно проводя гонки, немец занял с 35 очками шестое место. Большего не позволил добиться мотор Supertec, а лучшим результатом стало второе место в Монце. При этом другой пилот Фрэнка Уильямса, двукратный чемпион CART Алессандро Дзанарди, и вовсе не набрал ни одного очка.
Когда на Williams появились моторы BMW, Ральф смог реализовать свой потенциал. На Гран При Сан-Марино 2001 года он одержал первую победу, за которой последовали еще две – в Канаде и Германии. В следующем сезоне немец победил в Малайзии и оба раза закончил сезон четвертым.
В 2003-м немец сначала стабильно набирал очки в восьми гонках подряд со старта сезона, затем стал сильнейшим на Нюрбургринге, через неделю выиграл во Франции и едва не вышел в лидеры чемпионата мира! Все это происходило в ту пору, когда, как принято считать, на трассах царили Михаэль и его Ferrari, но в нескольких случаях Ральфу все же удавалось брать верх над братом в невероятно принципиальных дуэлях.
Но в тот самый момент, когда всё, казалось, было у пилота в руках, удача ему изменила. В шести последующих гонках 2003 года Ральф лишь раз заработал очки, а в Монце и вовсе не вышел на старт из-за аварии на тестах. Годом позже он угодил в еще одну передрягу – во время этапа в американском Индианаполисе – и пропустил полсезона.
Ну а потом в Williams не захотели платить гонщику запрошенную зарплату, а по ее размеру Ральф в некоторые годы занимал третье место в паддоке. Пилот перешел в Toyota, где деньги считали не столь тщательно. В её составе он провел весьма неплохой сезон 2005 года. Многочисленные призовые финиши, включая два подиума, принесли гонщику шестое итоговое место.
А вот затем результаты пошли на спад. И все чаще на лице Ральфа появлялась ставшая с годами фирменной недовольная ухмылка. Победы остались в прошлом, а вскоре ушли и призовые финиши. В 2007 году уже почти ничто не напоминало прежнего Ральфа Шумахера - лучшим результатом стало лишь шестое место в гонке.
Неудивительно, что после этого пилот решил закончить формульную карьеру, переключившись на немецкую кузовную серию DTM, где не добился больших успехов...
Мир моторов в 1999-м: Ford Focus
Производство Ford Focus первого поколения началось в 1998-м, а в 1999-м он был признан «Автомобилем года». В дизайне машины нашла воплощение новая фордовская эстетика, получившая название New Edge, первыми образцами которой считаются супермини Ford Ka и спортивный Ford Cougar, – выпуск этих моделей начался несколько раньше, и в их облике можно угадать некие мотивы, впоследствии развитые в Focus.
Любопытно, что когда проект был на стадии разработки, ему дали условное наименование Fusion (ныне так называется популярная модель, разработанная на базе Ford Fiesta). Производство машины должно было вот-вот начаться, а в высших эшелонах концерна все еще шла дискуссия: консерваторы хотели оставить прежнее название, которое традиционно носили модели Ford, относящиеся к гольф-классу, т.е. Escort. И все же, принимая во внимание весьма необычный внешний вид и интерьер автомобиля, решили дать ему имя Focus. В последний момент возникли сложности в Германии, где выпускается популярный журнал Focus, и права на эту торговую марку принадлежат издательскому концерну Burda. Однако конфликт удалось уладить, и на немецком рынке машина продавалась под тем же названием, что и по всему миру.
Однако Focus покорил автомобильный мир не только своим стильным внешним видом: инженеры Ford разработали для него оригинальную многорычажную заднюю подвеску Control Blade, которая, с одной стороны, отличалась компактностью и умеренной стоимостью, а с другой – обеспечивала образцовую управляемость и плавность хода.
В 2000-м году американский журнал Motor Trend провел тест Ford Focus и опубликовал вердикт: «Focus преодолел трассу слалома со средней скоростью 62,6 мили/час (100,7 км/час) – это быстрее, чем Jaguar XJ8L за $62 тысячи и Bentley Continental, который стоит $300 тысяч. Такое впечатление, что благодаря большому ходу подвески, она хорошо поглощает заметные выбоины, а с незначительными неровностями дорожного покрытия и стыками между бетонными плитами автострады справляется с уверенностью большого автомобиля».
Нашим автолюбителям машина отлично знакома, ведь, фактически, с завода Ford во Всеволжске (Ленинградская обл.) стартовала новейшая история «отечественных иномарок»: летом 2002 года здесь началась сборка Focus первого поколения. Как информирует сайт российского отделения Ford, «производственный цикл включает в себя сварку кузова, окраску и окончательную сборку. Завод во Всеволожске - единственный завод Ford в мире, который выпускает Focus во всех четырех кузовах: седан, универсал, трехдверный хетчбэк и пятидверный хэтчбэк».
А вообще Focus Mk1 (как он официально именуется по западной классификации) выпускался еще и в Германии, Испании, Китае, на Филиппинах и на Тайване, а в Бразилии и Аргентине производится до сих пор.
И все-таки, при всех восторгах автомобильных экспертов, связанных с управляемостью машины, с комфортом, который она обеспечивает водителю и пассажирам, стиль и качество отделки салона устраивали далеко не всех. Считалось, что конкуренты, например, Opel Astra и особенно VW Golf 4, заметно обходят Focus в номинации «интерьер».
Европейскому покупателю предлагался широкий выбор двигателей, от скромного 75-сильного объемом 1,4 л., до 2-литрового, развивавшего 130 л.с. (в гамме также были и моторы объемом 1,6, и 1,8 л). Кроме того, можно было заказать машину с проверенным турбодизелем мощностью 90 л.с.
В 2002-м начался выпуск спортивных версий Ford Focus: более распространенной была ST170, на которой стоял 170-сильный 2-литровый мотор, доводкой которого занималась компания Cosworth. Она же разработала и специальную выхлопную систему из нержавейки, благодаря чему машина издавала благородный басовитый рык. Кроме того, на ST170 ставились спортивная коробка передач Getrag, сиденья Recaro, а также множество других аксессуаров, отличавших ее от стандартной «гражданской» комплектации.
Кроме того, ограниченным тиражом в 4501 экз. был выпущен и еще более «заряженный» Focus RS с турбированным 2-литровым мотором мощностью 212 л.с., разгонявшим машину до 232 км/час.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось