Австралия'09: Росс Браун
Гонка #804: 29 марта 2009 года. Гран При Австралии. Мельбурн |
|
Поул |
Дженсон Баттон (Brawn BGP 001) - 1.26,202 (221,465 км/ч) |
Лучший круг | Нико Росберг (Williams FW31) - 1.27,706 (217,668 км/ч) |
Победитель |
Дженсон Баттон (Brawn BGP 001) - 1:34.15,784 (195,775 км/ч) |
В первой гонке нового сезона Дженсон Баттон, стартовав с поула, лидировал с первого до последнего круга дистанции и одержал победу. Его напарник Рубенс Баррикелло показал в квалификации второе время, едва не заглох на старте, откатился назад, но в итоге смог вернуть утраченные позиции и финишировал вторым. Этот факт сам по себе поверг формульную общественность в шок – что уж говорить о том, что оба выступали за команду Brawn GP, созданную всего за месяц до старта сезона.
Кризисный 2008-й Формула 1 пережила практически без потерь, но в конце года ситуация стала меняться к худшему. В итоге чемпионат мира покинули сразу четыре автопроизводителя, и первым из них стала Honda. Два последних сезона японцы не могли похвастать результатами – поэтому и приняли такое решение. Их не убедили даже слова нового технического директора Росса Брауна, что машина, спроектированная к следующему чемпионату по новым правилам, точно сможет выигрывать гонки.
Какое-то время казалось, что проект будет тихо закрыт, но в итоге команду вместе со всем имуществом и контрактами сотрудников передали Брауну. Формально это была сделка стоимостью в 1 доллар, хотя реальная стоимость того, что получил Росс, была примерно в 300 миллионов раз выше.
Белые с бледно-желтыми полосками машины, на которые в последний момент установили моторы Mercedes, впервые вышли на трассу лишь в третьей зимней тестовой сессии – и сразу оставили соперников далеко позади. А тем, кто полагал, что это лишь "шоу-программа" с пустыми баками, достойным ответом стал первый стартовый ряд в Альберт-парке.
Соперники пытались оспорить одно из технических решений, использованных в BGP 001 – двойной диффузор, – но технические службы FIA сочли его соответствующим правилам. После этого стало ясно, что помешать Россу Брауну выиграть первую же гонку в качестве руководителя команды может лишь чудо.
Дженсон Баттон держал ситуацию под контролем на протяжении всей дистанции. Даже традиционные для Мельбурна выезды машины безопасности не помешали британцу, до того всего раз побывавшему на вершине подиума, довести дело до логичного завершения. На второе место долго претендовал перешедший из Toro Rosso в Red Bull Racing Себастьян Феттель, но на последних кругах немцу пришлось сбросить скорость из-за сильного износа шин.
Феттеля догнал Роберт Кубица из BMW Sauber, но не стал готовить атаку, а при первой же возможности попробовал оставить соперника позади. Попытка оказалась неудачной – машины столкнулись, и для пилотов всё закончилось двойным сходом. Это и позволило подняться на вторую ступень подиума Рубенсу Баррикелло, хотя для ветерана гонка выдалась сложной: первый круг он закончил только седьмым, дважды по ходу дистанции попадая в небольшие аварии...
Что до спора за третье место, то он продолжался ещё несколько недель после финиша. Ярно Трулли из Toyota, стартовав с пит-лейн, пробился на подиум, но потом был оштрафован, когда представители McLaren заявили, что итальянец опередил их пилота Льюиса Хэмилтона позади машины безопасности. Но ещё позже выяснилось, что Трулли как раз не виноват – а вот действующий чемпион мира во время судебного разбирательства солгал представителям гоночной Фемиды, за что и был дисквалифицирован.
Интересно... |
|
Для обладателей Кубка конструкторов из Ferrari очередной сезон начался далеко не так, как хотелось команде. Новая система KERS позволила пилотам отлично стартовать, и поначалу Фелипе Масса и Кими Райкконен занимали третью и пятую позиции. Но на заключительном отрезке дистанции бразилец сошел из-за поломки подвески, а его финский напарник сначала ошибся и задел ограждение, а позже прекратил борьбу из-за повреждения дифференциала. |
Росс Браун
В истории Формулы 1 зафиксированы случаи, когда новые команды одерживали победу в дебюте. Но все подобные прецеденты, как могло показаться, остались далеко в прошлом. Однако пример Росса Брауна и Brawn GP доказывает, что чудеса возможны и в наши дни.
Росс Джеймс Браун родился под конец 1954 года в Манчестере. В отличие от большинства героев нашей рубрики, он не оканчивал престижных технических вузов, хотя позже и был произведён некоторыми из них в почетные доктора. Британец проработал несколько лет в Агентстве по атомной энергии, а потом, повинуясь порыву души, устроился в компанию March простым фрезеровщиком. Молодой человек всегда любил гонки, и с той поры оказался неразлучно связан с ними.
Вскоре 22-летнего сотрудника заметили и перевели на роль механика в команду Формулы 3. Казалось бы, таких механиков в одной только Великобритании несколько сотен – однако именно Росса выделил среди прочих и в 1978 году пригласил в свою новую команду Фрэнк Уильямс. И не беда, что поначалу Брауну пришлось встать к токарному станку – через некоторое время он уже работал в отделе перспективных разработок.
Именно Росс в качестве заместителя Фрэнка Дерни в первой половине 80-х руководил строительством первой в истории Williams аэродинамической трубы, позволившей команде занять к середине того десятилетия лидирующие позиции. Но сам Браун после восьми лет сотрудничества покинул Фрэнка Уильямса с Патриком Хедом.
Его позвали в новую команду Haas-Lola, но проект оказался нежизнеспособным – так Росс стал главным конструктором Arrows. Эта команда всегда считалась крепким середняком, но во второй половине 80-х у неё был крепкий бюджет, неплохие моторы и хорошие гонщики. Росс впервые конструировал машину самостоятельно, но, как оказалось, к этому делу у него тоже был талант.
Первая созданная им модель А10 принесла Эдди Чиверу два четвертых места в Гран При и позволила команде занять шестое место в Кубке конструкторов по итогам 1987 года. В следующем сезоне американец поднялся на подиум в Монце, а его напарник Дерек Уорик шесть раз финишировал на четвертой и пятой позициях. Итогом стала четвертая строчка в чемпионате – она так и осталась лучшей за всю историю Arrows.
Карьера Росса Брауна продолжала набирать обороты. Сконструированная им модель A11 в 1989 году вновь привезла своего пилота на подиум, но сам британец уже перебрался на новое место. Том Уокиншоу, чья команда выступала в чемпионате мира спортпрототипов, пригласил конструктора к себе. В ту пору первенство по гонкам на выносливость доживало последние деньки – и под конец на машинах даже разрешили использовать слегка модернизированные моторы Ф1.
Уокиншоу удалось заполучить именно такие, а Браун не только построил чемпионский Jaguar XJR-14, принесший команде шесть побед и титул – Росс получил возможность организовать работу конструкторского штаба так, как сам считает нужным. И пусть в его распоряжении было всего 11 человек: по воспоминаниям конструктора Джона Пайпера, технический директор выстроил именно такую структуру, которую спустя почти два десятка лет будет использовать и в Brawn GP.
В 1991-м Уокиншоу позвали в Benetton, где вскоре оказался и Росс. На посту технического директора он не только занимался вопросами создания и модернизации техники, но и руководил стратегией. Уже тогда фирменными чертами Брауна стали недельная небритость и ухмылка, которая не обещала соперникам ничего хорошего.
И действительно, уже через пару лет от редких побед команда перешла к борьбе за титул, которую успешно заканчивала и в 1994-м, и в 1995-м годах. Затем последовал переход в Ferrari и ещё более впечатляющая череда достижений. Причем далеко не всегда Скудерия имела техническое превосходство над соперниками. Не раз неожиданные ходы, предложенные Россом, позволяли Михаэлю Шумахеру в очередной раз оставить соперников позади.
К 2004 году победы уже не требовали сверхусилий – и все чаще камера ловила на командном мостике Ferrari скучающего Брауна. Ему явно требовался новый вызов. Осенью 2006-го британец покинул команду из Маранелло, после чего еще год путешествовал с супругой и двумя дочками по свету, заехав даже в Россию, чтобы заняться одним из любимых дел – рыбной ловлей.
Было ясно, что недостатка в предложениях у Росса нет. Одно время ходил слух, что он может оказаться в Red Bull, потому что это позволит переманить в команду Дитриха Матешица быстрого Фернандо Алонсо и создать там полноценную "дрим-тим". Однако, Браун предпочел другой вариант, который многим показался странным – занял пост руководителя Honda F1.
Поскольку контракт вступал в силу только с 26 ноября 2007 года, у Росса не было возможности как-то повлиять на события своего первого сезона на новом месте, он лишь оптимизировал структуру команды и начал разработку машины к следующему году. А потом произошло то, с чего начался этот рассказ – отказ японского концерна от выступлений и передача команды Брауну. При этом Honda ещё и перевела на счета около 50 миллионов долларов – зарплату сотрудникам на год вперед.
История Brawn GP получилась короткой и яркой. Пришел, увидел, победил – это про Росса и его детище. К лету соперники смогли прервать череду побед Дженсон Баттона, но дело уже было сделано. Новый хозяин команды и пилот, одержавший до этого одну победу за восемь лет, стали в 2009-м чемпионами мира. Лицо Брауна с довольной улыбкой обошло первые полосы газет. Королева Елизавета II лично вручила ему почетный знак Офицера Ордена британской империи.
Правда, сильно урезанные штат и бюджет команды фактически не позволили вести перспективные разработки для 2010-го, но и того, что удалось сделать, хватило для привлечения внимания такого гиганта, как Mercedes Benz. Немцы выкупили у Росса 75,1% акций за 120 миллионов Евро, сохранив за ним пост руководителя команды. Более того, Браун смог – совместно со штутгартцами – убедить своего старого знакомого Михаэля Шумахера вновь сесть за руль.
И пусть 2010 год сложился для проекта Mercedes GP не самым лучшим (в сравнении с Brawn GP) образом. Росс Джеймс Браун уже не раз доказывал, что способен добиться результатов в любом деле, от обработки заготовок на фрезерном станке до руководства командой Ф1. Он никогда не спешит – но к поставленной цели почти всегда приходит раньше всех.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский