Китай'07: Франц Тост
Гонка #784: 7 октября 2007 года. Гран При Китая. Шанхай |
|
Поул |
Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-22) - 1.35,908 (204,608 км/ч) |
Лучший круг | Фелипе Масса (Ferrari F2007) - 1.37,454 (201,362 км/ч) |
Победитель |
Кими Райкконен (Ferrari F2007) - 1:37.58,395 (186,826 км/ч) |
Гонка в Шанхае значилась в календаре предпоследним этапом, и страсти к тому моменту разгорелись не на шутку. Фелипе Масса после нескольких неудачных выступлений отстал от группы лидеров, Ferrari тут же направила все ресурсы на поддержку его напарника Кими Райкконена, а вот в McLaren "гражданская война" шла полным ходом. Противостояние Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо уже привело к тому, что команду исключили из Кубка конструкторов, но никто из гонщиков не хотел уступать.
В финальной части чемпионата британец лидировал со столь солидным отрывом, что у него на родине даже вышла в печать биографическая книга, где гонщик заранее назывался чемпионом мира. Выиграв в Японии, дебютант Формулы 1 довел преимущество над преследователями до 12 очков. На двух финальных этапах – в Китае и Бразилии – он спокойно мог финишировать четвёртым, чтобы без хлопот гарантировать себе титул.
Поул на шанхайской трассе лишний раз доказывал, что Хэмилтон готов к серьезным свершениям. Тайфун Кроса вынудил всех пилотов стартовать на промежуточной резине,однако это не привело к перестановкам в квартете лидеров. Льюис и преследующие его Райкконен, Масса и Алонсо сохранили позиции. Испанец, правда, попробовал провести обгон, но после острой борьбы всё же остался четвёртым.
На некоторое время ситуация стабилизировалась. Дождь стих, но по прогнозу ожидался еще один шквал, и команды не спешили переходить на слики. Вдобавок, к тому моменту, когда топливо в баках стало подходить к концу, асфальт оставался достаточно сырым, потому на первом пит-стопе все сохранили промежуточную резину. Льюису же и вовсе не стали менять комплект, оставив первоначальный.
Время шло, и скоро стало ясно, что нового дождя ждать не стоит. Некоторые пилоты попробовали перейти на слики – и поехали в темпе лидеров, а затем и быстрее. Но в Ferrari и McLaren лишь следили друг за другом и не спешили рисковать. Тем временем у Хэмилтона ситуация с шинами стала просто критической.Они износились настолько, что британец оказался не в силах противостоять атакам Райкконена (хотя в какой-то момент опережал того на девять секунд!) и откатился на второе место.
Льюис направился в боксы, и именно в этот момент попал в немилость Фортуны. Дорожка, ведущая на пит-лейн, оставалась достаточно влажной, и серебристую машину вынесло на небольшой гравийный островок безопасности. Казалось, выбраться с него несложно, но в напряженной ситуации молодой пилот слишком активно нажимал на акселератор и "усадил" McLaren на днище. Вытолкать его обратно на асфальт не смогли даже подоспевшие маршалы...
Несмотря на то, что Гран При Китая был в том сезоне уже 16-й гонкой, для Хэмилтона этот сход стал первым за все время выступлений в Ф1! А для всех остальных он означал только одно – интрига вернулась. После того, как все лидеры сменили шины, внезапно выяснилось, что гонку возглавляет Роберт Кубица. Поляк из BMW Sauber перешел на слики в нужный момент, благодаря чему через какое-то время возглавил гонку.
Увы, вскоре техническая поломка вынудила его остановиться, так что Кими Райкконен вернулся на первую строчку. Последующие достались Алонсо и Массе. Казалось, что на финальном отрезке Ferrari имеет определенное преимущество, и Фелипе вот-вот обойдет Фернандо, но испанец грамотно защищался и смог сохранить вторую позицию.
Интересно... |
|
Победа в Шанхае стала 200-й для Ferrari. Любопытно, что на первую сотню выигранных Гран При Скудерии потребовалось 40 лет, а на вторую хватило всего 17. В настоящее время итальянская команда по-прежнему уверенно лидирует в списке победителей – её пилоты поднимались на вершину подиума в общей сложности 215 раз. Следом идут McLaren (169) и Williams (113). Все остальные пока не добрались даже до трёхзначного рубежа. |
Франц Тост
Четвертым в Гран При Китая финишировал молодой гонщик Себастьян Феттель, шестым - его напарник Тонио Лиуцци. И для команды Toro Rosso, за которую они выступали, и для самих пилотов этот результат оказался на тот момент лучшим в карьере. Поздравления по такому случаю принимал руководитель STR Франц Тост.
Когда осенью 2005 года Дитрих Матешиц решил спасти тонущую команду Minardi и выкупил её у прежних владельцев, все сразу стали гадать – кого же назначат руководителем этого проекта. Какие только имена не назывались – от доктора Марко до Дэни Бахара. В Red Bull до поры до времени хранили молчание, намекнув лишь, что STR отводится роль тестовой площадки для новобранцев Ф1, а на пост руководителя назначен будет человек не слишком известный.
Так и вышло. Имя Франца Тоста до той поры было мало кому знакомо, хотя к гонкам австриец уже много лет имел самое прямое отношение. Он родился в Тироле и в молодости выступал в разных сериях, став в 1983 году чемпионом Формулы Ford и добравшись в итоге до Формулы 3. Затем, как это часто бывает с крепкими середняками, он устроился инструктором в гоночную школу, получил образование менеджера, а в 80-е основал в местном первенстве собственную команду.
Именно на гонках Тост встретился с Вилли Вебером. Некоторые историки даже пишут, что будущий менеджер Михаэля Шумахера и вовсе какое-то время ходил у Франца в подчинённых. Так это или нет, судить не берёмся, но в итоге они оказались в прямо противоположных позициях – Вебер поручил Тосту приглядывать за карьерой Ральфа Шумахера, который в ту пору выступал в Японии.
Немецкий пилот, как известно, стал в Стране восходящего солнца чемпионом, и в 1997 году дебютировал в Формуле 1. Вскоре он перебрался в Williams. Команда как раз готовилась стать партнёром мотористов из BMW, и опыт Тоста в этой ситуации пришелся очень к месту. Франц стал первым помощником Марио Тайссена в гоночном отделении мюнхенского концерна и оставался в этой роли вплоть до той самой осени 2005-го.
Многие посчитали, что назначение австрийца руководителем STR - мера временная, что он будет лишь реализовывать пожелания Матешица и Марко. Однако команда исправно справлялась со своей задачей – готовила молодых пилотов, попутно прибавляя год от года.
А уж когда в 2008-м Себастьян Феттель выиграл на Toro Rosso Гран При Италии, радости в небольшой команде не было предела. Сейчас это часто забывается, но ведь в ту пору пилоты "главной" команды, Red Bull Racing, еще ни разу не финишировали в Гран При выше третьего места. Жаль только, что по окончании того сезона, в котором команда Тоста заняла шестую строчку в Кубке конструкторов, Себастьяна быстро забрали в Red Bull Racing...
В последние годы Франц Тост старается проводить собственную политику, снижая влияние Red Bull. У его команды появляются собственные спонсоры, а машина уже не является точной копией творений Эдриана Ньюи. Здесь по-прежнему исправно набираются опыта молодые гонщики, а о том, что предшественницей STR была "вечно последняя" Minardi, уже практически забылось.
Часто говорят о том, что Дитрих Матешиц хочет продать "младшую" команду. Быть может, в итоге жесткие законы бизнеса вынудят его поступить именно так. Но Франц Тост, что ни говори, в любом случае справился с порученной ему задачей. И, кто знает, может быть еще подарит миру Ф1 пару-другую будущих Феттелей...
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский