Гонка #533: 14 марта 1993 года. Гран При ЮАР |
|
Поул | Ален Прост (Williams FW15С) - 1.15,696 (202,647 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (Williams FW15С) - 1.19,492 (192,970 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (Williams FW15С) - 1:38.45,082 (186,402 км/ч) |
Сезон 1993 года Формула 1 начала на юге Африки. Лишь семеро пилотов продолжили выступать за ту же команду, что и годом ранее. Главной же неожиданностью стал состав чемпионов мира из Williams – команда, которую все называли главным фаворитом, заручилась услугами вернувшегося в Большие Призы после годичной паузы Алена Проста, напарником которого стал, ко всеобщему удивлению, не кто-то из именитых гонщиков, а всего лишь бывший тест-пилот Деймон Хилл, до того стартовавший всего в двух Гран При.
Прост выиграл квалификацию на трассе Кялами, однако в первый поворот вошел лишь третьим. Французского Профессора успели опередить как собственный напарник, так и Айртон Сенна, в последний момент решивший продолжить сотрудничество с McLaren, несмотря на то, что команда Рона Денниса лишилась в межсезонье весомого козыря – моторов Honda.
Практически сразу Хилл допустил ошибку на ровном месте, его машину развернуло. Просту, который был сразу следом за британцем, пришлось тормозить, что стоило Алену ещё одной проигранной позиции – мимо промчался желтый Benetton Михаэля Шумахера. Однако, Профессор любил повторять, что гонки не выигрываются в первом повороте.
Он прекрасно понимал, что имеет преимущество в скорости, потому, выждав немного, опередил сначала молодого немца, а затем и Волшебника. Айртон, конечно, упирался до последнего и несколько раз оставался впереди в ситуациях, когда, казалось, обязан был уступить. Прост же, по обыкновению, предпочитал не рисковать, но непрерывно и планомерно наращивал давление, и в итоге смог-таки возглавить гонку.
Куда удивительнее, впрочем, было другое – почти тут же Сенну, только что потерпевшего локальное поражение в споре с принципиальным соперником, смог подловить на небольшой ошибке и Шумахер. Впрочем, сразу после этого два пилота отправились в боксы, где механики McLaren помогли бразильцу восстановить статус-кво, а когда Михаэль пошел в новую атаку, его соперник действовал гораздо жёстче. «Хлопнув калиткой» на входе в поворот, Айртон снял все вопросы о том, кому в итоге достанется второе место. Ибо в том, что победителем южноафриканской гонки станет Ален Прост, сомнений с каждым кругом было все меньше.
Ситуацию, пожалуй, мог бы изменить сильный дождь, и он действительно хлынул над Йоханнесбургом – но лишь в тот момент, когда пилот Williams находился на последнем круге. Поскольку преследователи были далеко позади, француз сбросил скорость и спокойно добрался до клетчатого флага. Также поступил и ставший вторым Сенна, а третье место в итоге досталось Марку Бланделлу, который принес Ligier первый подиум с 1986 года.
Интересно... |
|
Гран При ЮАР 1993 года стал дебютной гонкой для команды Sauber. Швейцарцам удалось сразу заявить о себе: Юрки Ярвилехто, пилотируя черную машину с мотором Ilmor, показал в квалификации 6-й результат, а первый круг закончил 4-м. Затем, правда, на машине финна заклинило коробку передач, но гонщик доехал до боксов, где механики её быстро починили. В дальнейшем Юрвилехто поднимался всё выше и за десять кругов до финиша оказался седьмым. Когда начался дождь, он не стал сбрасывать скорость, помчался вперед и смог обогнать Footwork Дерека Уорика. В это же время сошел из-за поломки Герхард Бергер, что позволило команде Петера Заубера начать выступления в Формуле 1 с пятого места. |
Гран При ЮАР
Гонка 1993 года стала для южноафриканских болельщиков последней возможностью увидеть в своей стране лучших пилотов мира. С той самой поры и вот уже на протяжении двух десятилетий в календаре Формулы 1 нет Гран При ЮАР. А ведь в свое время этот этап был едва ли не самым популярным у пилотов.
Как известно, колонизацию африканского континента европейцы начали с двух сторон. Пока итальянцы и французы осваивали север материка, англичане и голландцы, лишенные такой возможности, обратили внимание на его южную оконечность. Как оказалось, климат там оказался замечательно мягким, а недра таили в себе алмазы. Было, правда, ещё местное население, но в начале XX века этим фактором колонизаторы готовы были пренебречь.
Как известно, англичанин, даже покинув родные места, непременно забирает с собой все привычки и интересы, так что развитие южноафриканской гоночной культуры, весьма яркой и самобытной, было лишь делом времени. Уже в 30-е в стране функционировали несколько временных трасс – любители скорости в Кейптауне, Йоханнесбурге и Ист-Лондоне устраивали заезды по обычным городским и загородным дорогам.
Первый национальный Гран При был разыгран в 1934-м, победа досталась американцу Уитни Стрейту на Maserati. В дальнейшем гонка ежегодно становилась ареной борьбы сильнейших местных пилотов с европейцами, причем победа всякий раз доставалась кому-то из последних. В 1939 году сильнейшим стал Луиджи Виллорези, после чего война и последовавшие за ней непростые годы на время заставили южноафриканцев забыть про гонки.
Лишь в конце 50-х история получила продолжение: в стране были построены несколько автодромов, пусть и совсем простеньких, но все же постоянных. Проведение Гран При хотели возобновить уже в 1959-м, но из-за некоторых сложностей с организацией дату гонки пришлось несколько раз переносить, и окончательно она состоялась лишь в первые выходные января следующего, 1960 года – благо, в южном полушарии это разгар лета.
После этого национальный Гран При регулярно проходил или незадолго до, или сразу после новогодних праздников, из-за чего порой возникали любопытные ситуации. Скажем, в том же 1960-м Большой Приз ЮАР был разыгран ещё раз – в последние выходные декабря! Зато в 1964 году гонки формально не было вовсе: предыдущая прошла в самом конце 1963-го, следующая – уже в самом начале 1965-го. Случалось и так, что уик-энд начинался в одном году, а заканчивался уже в следующем.
Самое же главное, что с 1962-го гонку включили в календарь чемпионата мира Формулы 1. Первым победителем стал Грэм Хилл на BRM, потом дважды отличился пилот Lotus Джим Кларк. В 1966-м гонку решили не включать в зачет чемпионата, так как в Ф1 только что вступили в силу «трёхлитровые» правила, а таких моторов ни у кого ещё попросту не было.
Паузой воспользовались с пользой – прежде гонки проводили на трассе Ист-Лондон, длина которой поначалу составляла 24 километра, потом была сокращена до 18, а уже в послевоенные годы и вовсе до 3,9 км. Со временем она устарела морально – и тогда решено было построить для гонок Формулы 1 принципиально новую арену. Близ шоссе, ведущего из крупнейшего города страны, Йоханнесбурга, в административный центр, Преторию, возвели гоночный комплекс Кялами, название которого на языке зулусов значит «мой дом».
Переезд туда, состоявшийся в 1967 году, гонщики восприняли с радостью. Единственное, чего они лишались – возможности видеть океанские волны, но взамен их ждало скоростное кольцо с современным комплексом боксов, интересными связками поворотов и перепадом высот. Впоследствии команды часто приезжали сюда на зимние тесты. Первым победителем в Кялами стал Педро Родригес, для которого успех стал дебютным в Формуле 1. Интересно, что на протяжении девяти следующих лет после переезда на новое место победителем всякий раз становился новый пилот и новая команда.
Гонка 1968 года стала последним в жизни этапом Ф1 для Джима Кларка – шотландец одержал уверенную победу. С 1969 года Гран При ЮАР перенесли на начало марта – в прежнем графике команды просто не успевали подготовить новую технику. Как правило, фактор начала сезона всегда сказывался на ходе гонки: поломок традиционно было много. Так, в 1971-м Дэнни Халм лишился победы всего за три круга до финиша, когда на его McLaren развалилась подвеска.
В 1976-м болельщики смогли увидеть красивую дуэль Ники Лауды и Джеймса Ханта, ставшую предзнаменованием всего сезона. Австриец выиграл с минимальным перевесом, а годом спустя смог повторить свой успех, после чего череда смен пилотов на вершине подиума продолжилась. В 1978 году автором сенсации едва не стал молодой Риккардо Патрезе, но на его Arrows незадолго до финиша вышел из строя двигатель.
Гран При ЮАР не обходился без серьезных аварий, но действительно трагических эпизодов за всю его историю было всего два, и оба произошли на длинной стартовой прямой, имеющей заметный перегиб примерно посередине. В 1974-м на тестах перед гонкой погиб Питер Ревсон, на машине которого перед первым поворотом не выдержала подвеска, а в 1977-м Том Прайс сбил перебегавшего трассу пожарного, огнетушитель которого попал гонщику в голову, нанеся смертельные повреждения.
С приходом в Формулу 1 турбомоторов разреженный воздух среднегорья, на котором находится Йоханнесбург, стал для них серьезным козырем, потому с 1980-го гонщикам на «атмосферной» технике отличиться в Кялами не удавалось до запрета нагнетателей. Исключением мог стать 1981-й, но та гонка пришлась на разгар "войны федераций", часть команд не приехала в ЮАР, и позже Гран При, выигранный Карлосом Рейтеманом на Williams, задним числом исключили из календаря.
К середине 80-х, когда бывшая британская колония давно обрела независимость, на вопросы ущемления прав коренного населения смотрели уже иначе. Прогрессивная мировая общественность призывала к изоляции страны, именно это обстоятельство и способствовало кончине южноафриканского Большого Приза. В 1985-м французское правительство запретило командам Renault и Ligier участвовать в этой гонке, а в следующем сезоне этап и вовсе лишился прописки в календаре.
К тому же, трассу Кялами со всех сторон обступили жилые дома, и её владельцы не устояли перед заманчивыми предложениями алчных риэлтеров и продали больше половины территории автодрома, включая и участок, где находился бывший комплекс боксов. Правда, часть вырученных средств пустили на реконструкцию сохранившегося и строительство нового участка, в итоге по общей протяженности новое кольцо оказалось даже больше прежнего, хотя средняя скорость, разумеется, упала.
Формула 1 вернулась на юг Африки в 1992-м, но национальную экономику в ту пору уже порядком лихорадило, после двух Гран При, победителями которых стали пилоты Williams Найджел Мэнселл и Ален Прост, организаторы гонки объявили о банкротстве, а главный менеджер гоночного комплекса оказался в тюрьме.
С тех пор разговоры о возрождении Гран При ЮАР возникают с завидной регулярностью, Берни Экклстоун даже встречался как-то с лидером страны Нельсоном Манделой – но воз и ныне там, так что рекордные четыре победы Джима Кларка и шесть – команды Lotus ещё долго будут оставаться высшими достижениями для Большого Приза юга Африки.