Гонка #243: 23 июня 1974 года. Гран При Голландии. Зандфорт |
|
Поул | Ники Лауда (Ferrari 312B3) - 1.18,31 (194,27 км/ч) |
Лучший круг | Ронни Петерсон (Lotus 72E) - 1.21,44 (186,81 км/ч) |
Победитель | Ники Лауда (Ferrari 312B3) - 1:43.00,35 (184,62 км/ч) |
1974-й стал в Формуле 1 годом возрождения Ferrari и отсутствия явного фаворита. Обладатель титула Джеки Стюарт завершил карьеру, что мгновенно изменило расстановку сил. В семи первых Гран При побед добивались шестеро разных пилотов из пяти команд, потому спираль интриги была закручена до предела, и болельщики десятками тысяч съезжались в голландский Зандфорт, чтобы узнать, кто же окажется сильнейшим на этот раз.
Ники Лауда, который и прежде был очень хорош в квалификациях, завоевал уже четвертый в сезоне поул – рядом на первом стартовом ряду расположился еще один пилот Ferrari Клей Регаццони. Но если австриец смог сохранить лидерство, то его напарник среагировал на сигнал светофора неудачно и откатился на четвертое место. Героем же первых метров, несомненно, стал Патрик Депайе – француз из Tyrrell взлетел с восьмой позиции на третью!
Но на длинной стартовой прямой голландской трассы новый мощный 12-цилиндровый «оппозитник» Ferrari был грозным оружием, поэтому уже в начале второго круга Регаццони вернулся на второе место – после чего пара алых машин начала все дальше отрываться от преследователей. К финишу преимущество Лауды и Регаццони превысило полминуты.
Депайе, машина которого по ходу дистанции управлялась все хуже, постепенно терял позиции и финишировал в итоге шестым, а место на нижней ступеньке подиума в упорном противостоянии разыграли Майк Хейлвуд и Эмерсон Фиттипальди. Оба выступали на McLaren, хотя и в разной спонсорской расцветке. Верх в итоге остался за бразильцем, который сохранил лидирующие позиции в общем зачете чемпионата.
Интересно... |
|
Гонка получилась не слишком характерной для своего времени, поскольку в группе лидеров почти не было обгонов или технических сходов. Положение в первой шестерке оставалось неизменным на протяжении 30 последних кругов, а пятеро лучших пилотов в этот день финишировали на тех же позициях, с которых стартовали. Обычно перестановок случалось куда больше. |
Рикки фон Опель
Девятым, повторив лучший результат в карьере, показанный двумя неделями раньше в Швеции, гонку закончил Рикки фон Опель на Brabham. Этого пилота сразу с двух точек зрения можно считать уникальным. Во-первых, он приходился родным правнуком тому самому Адаму Опелю, что основал одноименный автоконцерн, а во-вторых – Рикки выступал в гонках под флагом Лихтенштейна. Ни до, ни после него в Больших Призах никогда не было представителей этой карликовой страны.
При этом родился Фредерик фон Опель совсем в другом месте – в Нью-Йорке, а его детство прошло под девизом «любое желание будет исполнено». Участие в гонках поначалу было как раз одной из прихотей, причем выступал Рикки под псевдонимом Антонио Бронко, от которого отказался только в 25-летнем возрасте, уже добившись определенных результатов.
В 1972 году, заключив контракт с заводской командой Ensign, гонщик выступал в британской Формуле 3, выиграв титул в одном из чемпионатов и едва не повторив этот успех в другом. Этого, по мнению фон Опеля, было вполне достаточно, чтобы перейти в Ф1 – и он заплатил владельцу Ensign Морису Нанну, чтобы тот занялся разработкой машины для Больших Призов.
Комбинация нехитрого шасси, выкрашенного в тёмно-зелёный цвет, мотора Cosworth DFV и коробки передач Hewland впервые появилась в паддоке Гран При Франции 1973 года. Чуда не произошло – «экс-Бронко» оказался самым медленным в квалификации и последним среди тех, кто добрался до финиша. Затем такая картина повторялась еще не раз.
Другие участники чемпионата, говорят, даже хотели подать петицию о лишении фон Опеля гоночной лицензии. Однако сам Рикки уже давно не считал автоспорт лишь забавой и старался, насколько это было в его силах, подходить к делу серьезно – и постепенно результаты стали расти. Лучшим тому свидетельством стала 14-я стартовая позиция в Гран При Голландии. Однако надежность машины оставляла желать лучшего, до финиша она доезжала нерегулярно, а некоторые гонки и вовсе приходилось пропускать из-за серьезных поломок. В итоге лучшим результатом по итогам дебютного сезона оказалось 13-е место на финише.
Тем временем Нанн уже вовсю работал над новой машиной. Однако прежде в Ensign никогда не строили столь серьезную технику, потому новинка получилась откровенно неудачной – ехала не слишком быстро, постоянно перегревалась. Опробовав машину на тренировках перед дебютным этапом в Аргентине, Рикки вылез из кокпита и заявил, что никакая сила на свете не заставит его вернуться обратно.
Какое-то время он пропускал Гран При, но недолго. Ибо в Формуле 1 был человек, который за версту чуял запах денег и ради них готов был на многое, если не на все. Переговоры Рикки фон Опеля с Берни Экклстоуном прошли быстро – и с Гран При Испании гонщик вошел в состав легендарной команды Brabham, получив в свое распоряжение такую же машину, на которой Карлос Рейтеман выиграл в том сезоне три этапа!
Уже во второй гонке за новую команду фон Опель опередил напарника в квалификации. Разумеется, это стало бы сенсацией, если бы не одно "но": машина аргентинца отказала уже на первых минутах сессии. Во всех остальных случаях Рейтеман был где-то далеко впереди. Фон Опель же в шести гонках смог дважды финишировать девятым с несколькими кругами отставания и еще столько же раз вовсе не прошел квалификацию.
Поняв, что не все в этой жизни, оказывается, можно купить за деньги, подданный Лихтенштейна покинул автоспорт – и никогда больше не участвовал в соревнованиях. Так же, на всякий случай, поступил и Антонио Бронко.