Гонка #231: 5 августа 1973 года. Гран При Германии. Нюрбургринг |
|
Поул | Джеки Стюарт (Tyrrell 006) - 7.07,8 (192,2 км/ч) |
Лучший круг | Карлус Пасе (Surtees TS14A) - 7.11,4 (190,6 км/ч) |
Победитель | Джеки Стюарт (Tyrrell 006) - 1:42.03,0 (188,0 км/ч) |
На Северную петлю Нюрбургринга участники чемпионата приехали спустя всего неделю после голландского этапа, унесшего очередную жизнь – в аварии и последовавшем за ней пожаре погиб молодой британец Роджер Уильямсон. Машины ехали все быстрее, и даже героическая борьба Джеки Стюарта не позволяла одномоментно сделать гонки безопасными. Именно поэтому сразу несколько команд, включая и Ferrari, отказались от визита в Германию.
Действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди от выступлений отказываться не стал – но вышел на старт не вполне здоровым: побаливала лодыжка, поврежденная в аварии в Зандфорте. Его главный соперник, Джеки Стюарт, напротив, пребывал в отличной форме. Шотландец уже принял для себя решение о завершении карьеры, но должен был довести до победного конца чемпионскую кампанию. Пилот Tyrrell выиграл в Голландии, перекрыв абсолютный рекорд по числу побед в Гран При, до того принадлежавший Джиму Кларку, и теперь был готов развить успех.
Стюарт завоевал поул, однако не лучшим образом среагировал на стартовый сигнал – и с ним смогли поравняться Ронни Петерсон на Lotus и еще один гонщик Tyrrell Франсуа Север. Однако шведа Джеки удалось переиграть за счет лучшей траектории, а напарник уступил ему как безоговорочному лидеру команды – и шотландец возглавил гонку.
Север расположился следом, а вот Петерсону не повезло – еще до конца первого круга на Lotus отказала электроника. Ронни, выбравшись из кокпита, даже попробовал устранить неисправность своими силами – но тщетно. После этого серьезных соперников у пары пилотов Tyrrell не осталось. Занимавший третье место Жаки Икс, имеющий контракт с Ferrari, немецкую гонку по особому разрешению Энцо проводил в составе McLaren. Бельгиец всегда был очень хорош на Северной петле, но на малознакомой машине ему было сложно прыгнуть выше головы.
Четвёртую позицию поначалу занимал Ники Лауда – недавний дебютант чемпионата, выступающий за BRM. Однако на втором круге австриец из-за поломки подвески врезался в ограждение и сломал запястье…
Джекки Стюарт спокойно довел гонку до победы – хотя сам много позже вспоминал, что Франсуа Север был в тот день действительно хорош, и если бы не субординация – французу было вполне по силам провести обгон и выиграть Гран При Германии. Однако Франсуа финишировал вторым – и широко улыбался, стоя на подиуме рядом с напарником. Никто тогда не знал, что для одного победа на Северной петле станет последней в карьере, а другому жизнью отмерено всего два коротких месяца.
Интересно... |
|
На Нюрбургринге впервые в истории Формулы 1 в первой шестёрке финишировали два родных брата. При этом Вильсону Фиттипальди удалось едва ли не единственный раз в карьере опередить Эмерсона. Старший из двух бразильцев занял пятое место, младший - шестое. |
Гран При Германии
Гран При Германии – гонка с богатейшей историей. Впервые эти соревнования прошли еще в 1926 году, и с тех пор, пусть и с перерывами, немцы уже 62 раза проводили у себя национальный Большой Приз. В отличие от Франции, где главная гонка постоянно переезжала с места на место, и Италии, где она раз и навсегда прописалась в Монце, Германия проводила свой Гран При на трех трассах.
Все началось на берлинском кольце АФУС – участке автострады с петлями на концах. Причем в 30-е годы одна из петель получила профилированный настил, расположенный под потрясающим воображение углом в 43 градуса к горизонту и не имеющий сверху вообще никакого ограждения. В 1926-м все было не столь экстремально, гонка завершилась победой Рудольфа Караччиолы на Mercedes, а также запомнилась аварией Адольфа Розенбергера, который вылетел в судейский пост, убив трех человек.
Уже в следующем году гонка переехала на потрясающий Нюрбургринг. Проект, начатый в свое время, чтобы справиться с безработицей, дал миру автоспорта одну из легенд эпохи. Потрясающее 23-километровое кольцо в Эйфельских предгорьях, включающее в себя 172 поворота, мгновенно стало культовым. Гонки здесь всегда собирали потрясающую аудиторию – на протяжении полувека посмотреть за событиями на Северной петле приезжали несколько сот тысяч человек. Даже в телевизионные 70-е болельщиков бывало по 350 тысяч!
Гран При Германии прописался здесь надолго. С 1929-го национальная гонка стала проводиться в классе, как бы сейчас сказали, формульных машин. Дважды – в 1930 и 1933 годах – ее пришлось отменить из-за сложной экономической ситуации. А с 1934-го эти соревнования стали одним из этапов чемпионата Европы. Именно тогда начался подъем двух местных команд – Mercedes и Auto Union – которые не имели проблем с финансированием, приглашали лучших гонщиков и строили невероятно быструю технику.
Лишь дважды иностранцам удалось огорчить местных болельщиков. В 1935 году по ходу гонки начался дождь. Неподражаемый Тацио Нуволари, управлявший Alfa Romeo, на сырой трассе стал обгонять немцев одного за другим. Он пробился с пятого места на второе, но во время пит-стопа сломался насос для подачи топлива. Механикам пришлось заливать бензин из канистр – мантуанец вернулся в гонку только шестым, но это не помешало ему одержать блистательную победу.
Есть легенда, что у устроителей того Гран При был припасен один лишь немецкий гимн, так как они были уверены в победе кого-то из соотечественников. На их счастье, Тацио всегда возил пластинку с «Братьями-итальянцами» с собой. А в 1938 году сильнейшим на Нюрбургринге стал британец Дик Симен на Mercedes.
Затем десять лет стране – да и всей Европе – не приходилось думать о гонках. Проводить в ФРГ международные соревнования вновь разрешили только в 1950-м, но самая первая послевоенная гонка на Большой Приз, выигранная Альберто Аскари на Ferrari, осталась за бортом чемпионата Ф1. Лишь годом позже Гран При был включен в календарь – и итальянец «на бис» повторил свой успех.
Одной из лучших немецких гонок 50-х по праву считается сольное выступление Хуана Фанхио в 1957-м. Немолодой уже аргентинец, потеряв много времени в боксах, потом взял такой темп, что соперники ничего не смогли противопоставить Маэстро. В той же декаде, но двумя годами ранее, Гран При был отменен после трагических событий в Ле-Мане.
Когда Фанхио и команда Mercedes покинули Ф1, немецкие организаторы – из опасения, что болельщики утратили интерес к гонке – на год вернули её на АФУС. Но у пилотов неинтересная и опасная трасса вызвала отрицательные эмоции, и эксперимент сочли неудачным.
Поскольку с 1961 года Формула 1 переходила на 1,5-литровый регламент, немцы решили немного пробежаться впереди паровоза и перешли на такой формат заранее. В 1960-м гонку разыграли (причем на короткой Южной петле) в классе Формула 2 – разумеется, это обстоятельство не позволило включить её в календарь чемпионата мира. Вообще же участников Ф2 на протяжении долгого времени пускали на старт вместе с пелотоном Ф1 – благо, на столь длинной трассе, как Нюрбургринг, это не представляло серьезной опасности. Порой представители «второй лиги» творили чудеса – так, в дождевой гонке 1966-го молодой Жаки Икс пробился на четвертое место в абсолютном зачете!
В первой половине 60-х, когда в Формуле 1 выступала заводская команда Porsche, ходили упорные слухи, что национальный Гран При переедет на кольцо Солитюд близ Штутгарта – но эти планы так никогда и не были реализованы. Зато Северная петля продолжала преподносить гоночные шедевры.
Автором одного из них стал Джеки Стюарт – в 1968-м, когда лил сильный дождь, он уже по итогам первого круга опережал преследователей на 26 секунд, а к финишу «привез» конкурентам более четырёх минут. Именно шотландец прозвал трассу «Зеленым адом». Известный борец за безопасность, он подбил своих коллег-пилотов на забастовку, требуя оборудовать все автодромы металлическими гардрейлями. На Нюрбургринге сделать это оперативно было просто невозможно, потому в 1970 году Гран При Германии открыл для себя новую трассу – Хоккенхаймринг.
Довоенный еще полигон Mercedes, она долгое время стояла заброшенной – но потом усилиями энтузиастов и местных властей была возрождена к жизни. Скоростное кольцо, проложенное меж деревьев Шварцвальдского леса, представляло особенную сложность для пилотов из-за нескольких медленных «эсок» и стадионной секции. В дебюте сильнейшим здесь стал Йохен Риндт, но куда больше история раннего Хоккенхайма связана с гибелью Джима Кларка в гонке Формулы 2 в апреле 1968-го.
Однако Гран При Германии прописался здесь не сразу – еще шесть лет пилоты выступали на Нюрбургринге, и лишь после серьезной аварии Ники Лауды, которого чудом успели достать из горящей машины, Ф1 окончательно покинула северную петлю. Правда, и в Хоккенхайме ситуация с безопасностью была не самой лучшей – в 1980-м авария унесла жизнь Патрика Депайе, а в 1982-м сложные переломы обеих ног вынудили завершить карьеру Дидье Пирони.
В том же году имел место довольно комичный элемент, когда Нельсон Пике, не сумев разминуться с машиной кругового Элисео Салазара, не придумал после столкновения ничего лучше, чем наброситься на чилийца с кулаками.
В 1985-м гонка на год переместилась на обновлённый Нюрбургринг, а 90-е на Хоккенхаймринге запомнились пожаром при дозаправке Benetton Йоса Ферстаппена и первой послевоенной победой в Гран При местного пилота: в 1995 году под рев ликующих трибун выиграл Михаэль Шумахер. Можно также вспомнить историю, когда в 2000-м из леса на трассу выбежал человек в белом плаще, что позволило Рубенсу Баррикелло победить при старте с 18-й позиции.
В 2006 году было объявлено, что Большой Приз будет по очереди проводиться на двух трассах. Это привело к небольшому скандалу. Дело в том, что организаторами соревнований в Хоккенхайме и Нюрбурге выступали два разных автоклуба, и право на название «Гран При Германии» было только у одного из них. Потому формально в 2007-м у немцев не было своего этапа Ф1 – гонка, запомнившаяся дождевым хаосом и «тракторным спасением» Льюиса Хэмилтона, носила имя Гран При Европы. После этого конфликт был улажен.
Чаще других – шесть раз за 62 года – эту гонку выигрывал Рудольф Караччиола, четырежды на вершине подиума довелось побывать Михаэлю Шумахеру. В споре команд вне конкуренции Ferrari – 20 побед. Впрочем, статистика эта далеко не окончательная: 30 сентября 2009 года было объявлено, что контракт на проведение Гран При Германии Формулы 1 продлен до конца 2018 года.