Голландия'63: Альфред Мосс

Будущий победитель Джим Кларк, Грэм Хилл и Брюс МакЛарен на первом стартовом ряду Гран При Голландии 1963 года
Гонка #114: 23 июня 1963 года. Гран При Голландии. Зандфорт
Поул Джим Кларк (Lotus 25) - 1.31,6 (164,8 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus 25) - 1.33,7 (161,1 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus 25) - 2:08.13,7 (157,0 км/ч)

Главными героями голландского Гран при стали два пилота. В первую очередь, безусловно, нужно назвать Джима Кларка. Проведя в Ф1 три года, шотландец из подающего надежды молодого таланта стал одним из лучших пилотов. Получив в свое распоряжение Lotus 25 с кузовом-монококом, он принялся громить соперников, выигрывая гонку за гонкой.

Вот и в Зандфорте Кларк, стартовав с поула, сразу захватил лидерство и не отдавал его до самого клетчатого флага. «Большой шлем», завоеванный Джимом, стал для него уже вторым в карьере. Всего же пилот сможет добиться такого достижения восемь раз – никто из участников чемпионата за шесть десятилетий и близко не подобрался: Михаэль Шумахер и Альберто Аскари имеют в активе по пять «шлемов», остальные – и того меньше.

Джим Кларк лидирует в первом повороте Гран При Голландии 1963 года

Однако не меньших аплодисментов от зрителей удостоился на финише и Дэн Герни. Американец неважно провел квалификацию и стартовал только 14-м. Более того, из-за заминки на первых метрах он и вовсе оказался замыкающим, но бросился в погоню – и стал обходить соперников одного за другим. К десятому кругу пилот Brabham вышел на девятую позицию, а вскоре и вовсе поднялся на четвёртую.

После схода Джека Брэбэма с отказавшим дросселем, Герни стал третьим. Короткий пит-стоп отбросил Дэна на восьмое место, но затем он помчался вперед ещё быстрее. Один из серьезных соперников, действующий чемпион мира Грэм Хилл, вынужден был сбросить скорость из-за перегрева мотора – и за 20 кругов до финиша американец вернулся на третье место. Вскоре он уже атаковал Ferrari Джона Сёртиза.

Дуэль получилась острой, но короткой: Сёртиз ошибся и пропустил соперника вперед. Герни, несмотря на непростое начало гонки, вышел на второе место, которое и сохранил до финиша. Добиться в этот день большего едва ли было возможно – Джим Кларк опередил всех соперников как минимум на круг.

Интересно...
Джим Кларк является рекордсменом Гран При Голландии по количеству побед, он выиграл гонку на побережье Северного моря четырежды в интервале с 1963 по 1967 годы. Для команды Lotus успех 1963 года стал дебютным, позже её пилоты поднимались на вершину подиума в Зандфорте ещё пять раз. На счету Ferrari – девять побед с 1949 по 1983 год.

Альфред Мосс

Альфред Мосс (справа) со своим сыном Стирлингом и его менеджером Кеном Грегори. Конец 40-х

Рассказ о британском пилоте и энтузиасте автоспорта Альфреде Моссе не может обойтись без упоминания факта, что более всего уроженец Лондона известен, как отец Стирлинга Мосса – гоночной легенды нескольких поколений. Однако были у Альфреда и собственные достижения – и именно о них пойдет наш рассказ.

Мосс родился в иудейской семье в престижном районе Кенсингтон за несколько лет до наступления XX века. По основной профессии он был дантистом, причем – по воспоминаниям современников – очень умелым, а потому популярным. В 1923 году молодой врач отправился в Америку. Формальной причиной было повышение квалификации и освоение новых методов лечения, но если учесть, что поехал Альфред не куда-нибудь, а в Индианаполис, истинная причина такого шага становится понятной.

В мае 1924-го на стартовую решетку знаменитой уже тогда 500-мильной гонки выехали 22 автомобиля. За рулем одного из них, зеленого Fronty Ford, сидел британский доктор Мосс. Он стартовал 20-м, в целом неплохо провел гонку и финишировал на 16-й позиции. Альфред оставался в Штатах на протяжении ещё почти года, а затем вернулся на родину, прихватив с собой и машину.

Он столь активно включился в автоспортивную жизнь Британии – которая в ту пору концентрировалась на знаменитом овале Бруклендс, что даже забросил практику. Впрочем, вскоре ему удалось найти верный баланс между двумя занятиями. Зато именно на гонках он встретил Эйлин Кроуферд, которая в 1927-м стала миссис Мосс. Барышня тоже любила гонки и даже была чемпионкой страны, но вскоре вынуждена была завершить карьеру – в 1929 году на свет появился малыш Стирлинг, а через пять лет – будущая знаменитая раллистка Патрисия.

Fronty Ford Альфреда Мосса (№8) на овале в Бруклендсе, 1926 год

Первую гоночную машину – видавший виды Austin Seven – Альфред купил сыну, когда мальчишке не исполнилось и десяти лет. Разумеется, тот с огромным восторгом носился по загородным полям – что, к сожалению, не лучшим образом отражалось на успеваемости будущей звезды в школе. Затем грянула война, а после её завершения Стирлинг быстро пробился в гоночную элиту. Поддержка отца молодому пилоту в скором времени оказалась уже ни к чему.

Тем временем Мосс-старший запустил собственный гоночный проект. Философия команды British Racing Partnership (BRP), основанной Альфредом на паях с бывшим менеджером своего сына, ловкачом Кеном Грегори, была немудрёной – в свободное от других выступлений время её цвета защищал Стирлинг, в остальных случаях там гонялись, набираясь опыта, молодые британцы. Фирменным цветом машин стал зелёно-салатовый – похожий на тот, каким был окрашен когда-то давно Fronty Ford.

В 1958-м Том Бриджер и Стюарт Льюис-Эванс не без успеха выступали в многочисленных гонках Ф2 и внезачетных соревнованиях Ф1. Льюис-Эванс выиграл в Брэндс-Хэтче, а Бриджер под конец сезона стартовал в Гран При Марокко чемпионата мира и даже поднялся по ходу дистанции с 22-го места на 14-е, но попал в аварию.

Проект явно набирал обороты. В 1959 году у BRP было уже четыре машины, и пока молодежь неплохо смотрелась в британских гонках (особенно успешно выступал Крис Бристоу), Стирлинг Мосс финишировал за рулем BRP вторым на Гран При Великобритании в Эйнтри. Такие успехи позволили Кену Грегори заручиться поддержкой банка Yeoman Credit и сделать очередной шаг вперед.

Иннес Айрленд ведёт BRP1 к четвёртому месту в Гран При Голландии 1963 года

Новый сезон команда встретила с тремя машинами в Формуле 1. Её лучший пилот, бельгиец Оливье Жендебьен, дважды поднимался на подиум и закончил чемпионат шестым. Тони Брукс трижды финишировал в первой пятерке. Увы, авария в Спа унесла жизнь восходящей звезды Бристоу. А потом в BRP приняли решение, которое имело не просто негативный, а прямо-таки катастрофический эффект. В тот момент, когда все, казалось, складывалось почти идеально, руководители проекта сочли наилучшей машиной для нового сезона Lotus 18.

Увы, эта ставка не сыграла – в 1961-м ни одному из пилотов BRP не удалось заработать очков. Ситуация не изменилась и годом позже, когда Мосс и Грегори приобрели у Колина Чепмена чуть более современные Lotus 24. Машины с рамой из труб уже не могли тягаться с появившейся вскоре моделью 25, оснащенной монококом. И тогда в BRP решили, что построят себе технику самостоятельно.

Конструктор Тони Робинсон не стал изобретать велосипед и прилежно скопировал Lotus 25. Вот только копия крайне редко оказывается лучше оригинала, и пока Джим Кларк выигрывал гонку за гонкой, Иннес Айрленд на BRP1 смог лишь дважды финишировать четвертым в сезоне 1963 года – в том числе и на Гран При Голландии. Примерно так же обстояли дела и с BRP2 в следующем чемпионате.

Команда попыталась вступить во вновь созданную Ассоциацию конструкторов – но ей отказали, мотивировав это тем, что во многих соревнованиях её пилоты по-прежнему выступают на машинах других производителей. Тем временем гонки требовали все больших денег, а Альфреду Моссу было уже почти 70 лет…

Альфред, Кен и Стирлинг. Середина 60-х

1965 год British Racing Partnership официально пропускала. Было объявлено, что возвращение на трассы состоится в 1966-м – но этого так никогда и не случилось. Годы брали свое, да и авария Стирлинга, которая вынудила пилота прекратить карьеру и едва не лишила жизни, не могла не сказаться на отношении Альфреда к автоспорту. Вдобавок, его партнёр Грегори за время «простоя» увлёкся чартерной реактивной авиацией, сулившей большие прибыли.

И тогда Мосс-старший решил окончательно свернуть бизнес. Он прожил еще шесть с лишним лет и отправился в лучший из миров весной 1972 года, оставив нам весьма богатое автоспортивное (а также, не исключено, и зубоврачебное) наследие.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё