Гонка #77: 30 мая 1959 года. "500 миль Индианаполиса". США |
|
Поул | Джонни Томсон (Lesovsky) - 4.06,73 (234,82 км/ч) |
Лучший круг | Джонни Томсон (Lesovsky) - 1.01,89 (234,03 км/ч) |
Победитель | Роджер Уорд (Watson) - 3:40.49,20 (218,64 км/ч) |
Борьбу в 500-мильной гонке 1959 года на знаменитом овале в Индианаполисе называют одной из самых упорных в истории этих соревнований. И действительно – три четверти дистанции квартет пилотов, регулярно меняясь позициями, оспаривал лидерство, а этап запомнился ещё и большим количеством серьезных аварий.
По ходу квалификаций, которые в Индианаполисе начинаются едва ли не за месяц до гонки, произошли два трагических случая. Сначала не повезло Джерри Анзеру. Годом ранее пилот из знаменитой династии уже мог погибнуть, когда его машина после столкновения перелетела через внешнее заграждение в вираже. Но тогда он отделался незначительными травмами.
Увы, в 59-м судьбе было угодно иначе. В одной из предварительных квалификаций Анзер вновь не смог разминуться с барьером и оказался зажат в кокпите, когда вспыхнуло топливо. Через несколько дней бедняга скончался в госпитале. По ходу другой сессии в аварию попал Боб Кортнер, получив повреждения, несовместимые с жизнью. Так пятисотмильная гонка ещё до старта потеряла двоих участников.
Да и по ходу дистанции неприятные события продолжились. На 44-м круге машину Чака Уэйанта закрутило в одном из поворотов. Мчавшийся следом Майк Магилл попробовал избежать столкновения, сместившись на внешний радиус, но места не хватило: в результате зрители увидели, как машина Магилла, врезавшись в барьер и перевернувшись в воздухе, рухнула к основанию бэнкинга. Другие пилоты стали тормозить и менять траекторию, что также привело к авариям, а Магилл получил несколько ожогов.
В том же месте, но на 116-м круге, получил переломы руки и ребер ещё один участник злосчастной «пятисотки», Рэй Крейфорд. Его сорвало с траектории на сильно изношенных шинах.
Из квартета лидеров на финальном отрезке дистанции вперед вырвался Роджер Уорд. Один из его соперников попал в аварию, другой отстал из-за неполадок в коробке передач, а третьего победитель гонки смог переиграть по чистой скорости.
Никто из европейцев, разумеется, участия в этом этапе Формулы 1 не принимал.
Интересно... |
|
В ту пору все машины, которые к моменту финиша победителя Indy500 могли двигаться своим ходом, должны были полностью преодолеть все 200 кругов дистанции. Из-за этого складывалась непривычная по нынешним меркам ситуация – одни пилоты уже принимали поздравления, а другие в это время на полном ходу мчались к финишу. Скажем, в 1959-м Джим Мак-Уитни ездил еще почти 12 минут после того, как Роджер Уорд выиграл гонку! |
Роджер Уорд
Когда Роджеру Уорду было девять лет, его семья перебралась из захолустного Техаса в Лос-Анджелес, где отец будущего гонщика открыл автосвалку. Мальчишка пропадал там целыми днями, а уже в 14 лет собрал из найденных деталей самоделку Ford, на которой участвовал в нелегальных ночных заездах.
Во время войны Роджера призвали в авиацию. Он получал такое удовольствие, находясь за штурвалом, что его сделали пилотом-инструктором и даже хотели оставить в этой должности после победы. Но на окраине городка, где была расквартирована часть Уорда, обнаружился полумильный грунтовый овал – и американец, промчав по нему несколько раз, решил посвятить себя автоспорту, а не полетам.
Успехи пришли довольно быстро, а уже в 1951-м гонщик получил право стартовать в «500 милях Индианаполиса». Но лишь с шестой попытки ему удалось добраться до финиша знаменитой гонки, а по-настоящему успешным стал для Роджера отрезок с 1959 по 1964 год. За это время он одержал две победы и ни разу не оказывался в итоговом протоколе ниже четвертой строчки.
Особенно запомнилась болельщикам яркая дуэль Уорда с Джимом Ратманом в 1960-м: пилоты мчались на максимальной скорости, постоянно обгоняя друг друга, и к финишу практически исчерпали ресурс своей техники. Оба буквально доползали три заключительных круга до клетчатого флага – и все же верх остался за Ратманом.
Уорд же победил вновь в 1962-м, а ещё через три года даже не смог пройти квалификацию – машины постепенно менялись, все меньше подходя его пилотскому стилю, да и годы понемногу брали свое. Не добравшись до финиша в «500 милях» 1966 года из-за поломки, Роджер заявил: «Я всегда говорил, что уйду из гонок, как только пойму, что они не приносят мне удовольствия. Сегодня было именно так».
Биография американца была бы довольно типичной, если бы не одно «но». Он входит в очень немногочисленную группу спортсменов, кто выступал как на овалах, так и в классических гонках Формулы 1. Когда Большие Призы впервые приехали в США в 1959-м, Уорд решил, что сейчас покажет, как надо пилотировать гоночную машину. Незадолго до этого он уже попробовал свои силы на классической трассе с правыми и левыми поворотами – и за рулем «миджета» уверенно переиграл соперников в классе «свободной формулы».
Роджеру казалось, что и с конкурентами из Ф1 можно будет проделать такой фокус, поскольку те заведомо будут уступать ему в поворотах. На деле вышло иначе – переднемоторный «миджет» с высоким корпусом и маленькими колёсами проигрывал технике Ф1 более 40 секунд на круге!
Через четыре года американец предпринял еще одну попытку – на Гран При в Уоткинс-Глене он пилотировал уже Lotus-BRM, за рулем которого поднялся с 18-й позиции на 13-ю, но сошел из-за отказа коробки передач. Тем самым еще раз подтвердилась истина о том, что автоспорт по разные стороны Атлантики имеет не слишком много общего, гоночная Европа и гоночная Америка живут по разным законам.
Ну а после завершения карьеры Роджер Уорд руководил трассой в Онтарио, а затем вернулся к своей ранней любви – стал менеджером группы авиакаскадеров. Он умер летом 2004 года в возрасте 83 лет.